Председатель Духовного управления мусульман Пермского края • Ислам в Пермском крае. Муфтии России: запутанная иерархия Религиозная организация духовного управления мусульман

Духо́вное управле́ние мусульма́н Росси́йской Федера́ции - централизованная религиозная организация, созданная в 1994 году в Москве. С момента учреждения председателем ДУМ РФ является муфтий шейх Равиль Гайнутдин .

Духовное управление мусульман Российской Федерации
Общие сведения
Другие названия ДУМ Центрально-Европейского региона России (до 1998), Духовное управление мусульман Европейской части России (до 2014), Московский муфтият
Дата создания
Основатель Равиль Гайнутдин
Вероисповедание
Правовая школа ханафитский и шафиитский мазхабы
Распространение
Страны Россия
Управление
Муфтий Равиль Гайнутдин
Заместители Дамир Гизатуллин
Дамир Мухетдинов
Рафик Фаттахетдинов
Ильдар Аляутдинов
Резиденция Москва
Главный храм Московская Соборная мечеть
Структура
Органы управления Маджлис, Президиум, Председатель
Отделы Аппарат, Управление делами ДУМ РФ, Отдел строительства и архитектуры, протокольный отдел, секретариат, пресс-служба.
Подконтрольные организации около 400 организаций из 37 регионов РФ
Высшие учебные заведения МИУ, НИИ им. Х.Фаизханова , начальное медресе при Московской соборной мечети, МИК, начальное медресе при Исторической мечети Москвы , НИМ «Махинур», НИМ им. шейха Абдулджалила Биккинина
Информационные ресурсы
Издания Ислам минбаре
Веб-сайты
Информация в Викиданных ?

История

Создано как Духовное управление мусульман Центрально-Европейского региона России.

9 декабря 1998 года на съезде было переименовано в Духовное управление мусульман Европейской части России (ДУМЕР).

21 сентября 2014 года на VI съезде организации было принято решение об её переименовании в Духовное управление мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ).

По данным съезда Духовного управления от 23 сентября 2009 года, в его состав входят 367 местных и централизованных религиозных организаций мусульман из 37 регионов. К концу 2011 года, по сведениям отдела по работе с МРОМ [расшифровать ] Духовного управления, в юрисдикцию муфтията входят около 400 религиозных организаций в Центральном, Уральском, Южном, Северо-Западном, Приволжском федеральном округах.

Руководство

Резиденция ДУМ РФ находится в комплексе Московской соборной мечети . Высшим органом, принимающим решения, является Маджлис - съезд делегатов духовенства и прихожан духовных управлений мусульман в составе ДУМ РФ. Непосредственно деятельностью ДУМ РФ руководит Президиум и председатель. Председатель организации, согласно устава, избирается раз в пять лет.

Структура

В структуре ДУМ РФ: Аппарат (Департамент внутренних дел и Департамент образования и науки), Управление делами ДУМ РФ, Отдел строительства и архитектуры, протокольный отдел, секретариат ДУМ РФ, пресс-служба ДУМ РФ.

Заместители председателя

Заместители председателя: первые заместители председателя - Дамир Гизатуллин, Дамир Мухетдинов , заместитель председателя - Рафик Фаттахетдинов. Имам Московской соборной мечети, имам-мухтасиб Москвы

Расстановка сил в исламском сообществе России после достаточно долгого периода затишья стала быстро меняться в конце 2016-го – начале 2017 года. Когда-то основных центров влияния в умме было всего два – Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) верховного муфтия Талгата Таджуддина и альянс его оппонентов, который в 1996 году возглавил московский муфтий Равиль Гайнутдин. В 2001 году к ним добавился союз северокавказских мусульман – Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК), и почти 10 лет умма была триполярной, что вполне устраивало власти. С конца 2010 года эта схема начала рушиться после появления Всероссийского муфтията, а в 2011 году полностью потеряла актуальность ввиду провозглашения ДУМ Республики Татарстан (ДУМ РТ) полностью самостоятельным муфтиятом. На данный момент в России насчитывается уже семь крупных мусульманских центров влияния, не считая совокупности мелких региональных муфтиятов, которые предпочитают сохранять независимость.

Дагестан выходит в лидеры

На начало текущего года в России было зарегистрировано 5513 мусульманских организаций, включая 83 централизованные. Реальное число общин заметно выше – не менее 8500, однако подсчитать его непросто ввиду отсутствия четкого критерия общины. Так, в Дагестане немало мечетей без общин – например, вблизи дорог для молитвы путешествующих, однако есть и общины без мечетей. Именно в этой республике, а также в соседних Ингушетии и Чечне большая часть общин не зарегистрирована. В других же регионах ситуация иная – доля зарегистрированных общин там достаточно высока, а в некоторых случаях, например, в Мурманской области или Карелии, их даже больше, чем реально действующих.

Исходя из вышеприведенного, на первое место среди мусульманских центров России по целому ряду параметров вышло ДУМ Дагестана (ДУМД), в марте текущего года обособившееся от КЦМСК. Этот муфтият – явный лидер по числу реально действующих общин, многие из которых созданы за пределами республики, а также по количеству учебных заведений и мощности кадрового резерва, без преувеличения, тысячи дагестанцев смогли получить отличное богословское образование как в России, так и за ее пределами, в связи с чем востребованы в мечетях по всей стране. Десятки дагестанских богословов и простых имамов были убиты ваххабитами, однако уцелевшие не потеряли присутствия духа и приобрели изрядную закалку.

Сейчас ДУМД во главе с муфтием Ахмадом Абдуллаевым, который также является главным суфийским шейхом дагестанцев во всем мире, фактически стало центром федерального уровня – его общины созданы в большинстве субъектов РФ и действуют либо самостоятельно, либо под эгидой общин ЦДУМ, ДУМ РТ и Духовного собрания мусульман России (ДСМР). Эти общины, как правило, малоконфликтны, и их лидеры не претендуют на захват власти в региональных уммах, концентрируясь на работе с дагестанцами и распространении суфизма. Например, имам-хатыбом крупнейшей мечети Новосибирска служит дагестанский суфий Мухаммад Мухаммадов, который, являясь представителем муфтия Дагестана в регионе, также подчиняется местному муфтию-татарину.

Важным признаком присутствия представителей ДУМД в мечетях является газета «Ассалам» – самое тиражное из печатных мусульманских СМИ России, усиленное распространение которого некоторое время назад стало формальным поводом конфликта ДУМД и КЦМСК. Общая численность общин ДУМД в пределах Дагестана достигает 2600 (при 800 зарегистрированных), а за пределами республики их не менее 200 – то есть суммарно около 2800. Интересно отметить, что численность не подчиняющихся ДУМД ваххабитских общин известна точнее – руководство муфтията в 2016 году говорило о 62 подобных мечетях, хотя к настоящему времени их численность определенно снизилась.

Этот муфтият связывают особенно дружеские отношения с ДСМР и ДУМ РТ, весьма успешно идет сотрудничество и с ЦДУМ. С КЦМСК у ДУМД начался период недопонимания, однако с чеченским муфтиятом таких проблем не отмечается. Совет муфтиев России (СМР), ДУМ Крыма и города Севастополя придерживаются в отношении ДУМД нейтралитета. По факту ДУМД является мусульманским центром федерального уровня, однако старается не создавать параллельные юрисдикции за пределами Дагестана.

Суверенный Татарстан

Второе место по количеству реально действующих общин и первое – по юрлицам занимает ДУМ РТ муфтия Камиля Самигуллина. На территории Республики Татарстан, которая является зоной юрисдикции этого муфтията, действует до 1500 мусульманских организаций, включая стратегически важные для системы мусульманского образования России центры – Российский исламский университет в Казани и Болгарскую исламскую академию, которая уже в этом году должна начать свою работу. Ранее на базе ДУМ РТ действовал Казанский муфтият, в который дополнительно входило около 30 общин в Поволжье и на Дальнем Востоке, однако в настоящее время его деятельность заморожена.

ДУМ РТ имеет ряд конкурентных преимуществ перед другими мусульманскими центрами – молодого и не запятнавшего свою репутацию во внутримусульманских конфликтах муфтия-богослова, который выступает ревнителем традиционного татарского ислама и пропагандистом суфизма, самую мощную систему электронных СМИ и хорошие перспективы первым из муфтиятов создать долгожданное исламское телевидение федерального уровня (этот проект муфтий республики анонсировал в апреле с.г.), единственную в России исламскую академию, неплохой кадровый ресурс и высокий уровень внутренней стабильности. К минусам этой структуры можно отнести ее региональный статус и, как следствие, совсем небольшой резерв для увеличения числа общин.

Самые теплые отношения связывают ДУМ РТ с ДУМД, ЦДУМ и ДСМР, на высоком уровне они поддерживаются и с КЦМСК. С мусульманами Крыма у ДУМ РТ отношения ровные, а вот с СМР они не задались – муфтий Равиль Гайнутдин так и не простил татарстанцам выход из своей организации в 2011 году и демонстративно отказывается посещать проходящие на их территории мероприятия. Дополнительное напряжение между СМР и ДУМ РТ придает деятельность бывшего первого заместителя ДУМ РТ Рустама Батрова, который после перехода на работу в СМР систематически подвергает руководство ДУМ РТ жесткой критике.

Старейшее, но не крупнейшее ЦДУМ

На третьей позиции по численности общин располагается старейшая мусульманская структура России – ЦДУМ верховного муфтия Талгата Таджуддина. Несмотря на множественные расколы, преследовавшие его на протяжении последней четверти века, ЦДУМ сохранил солидное количество мечетей и влияние в десятках регионов. Его ядро составляют более чем 500 общин в Башкортостане, а еще 600 общин сосредоточено в пяти крупнейших региональных управлениях ЦДУМ – самарском, оренбургском, челябинском, ульяновском и пермском. Более мелкие региональные муфтияты – удмуртский, астраханский, волгоградский и другие дают более 300 общин, что в сумме составляет примерно 1400 единиц. При этом ЦДУМ еще имеет резервы развития и вполне может перегнать ДУМ РТ и по числу юрлиц, и по числу реально действующих общин.

Конкурентных преимуществ у ЦДУМ немало – это и более чем двухвековая история, и особый авторитет верховного муфтия Талгата Таджуддина, который единственный из российских муфтиев удостаивается отдельных аудиенций у главы страны, солидное число общин и крупный университет в Уфе. Плюс «булгарский проект», результатом которого стало создание полноценного духовного центра татар всего мира в татарстанском городе Булгар, является заслугой именно Талгата Таджуддина.

Впрочем, есть в ЦДУМ и серьезные проблемы – это пожилой возраст большинства имамов вкупе со скромным кадровым резервом, неудачное для всероссийского мусульманского центра периферийное расположение центрального аппарата, которое сильно затрудняет полноценную работу с федеральными властями и СМИ, а также продолжающиеся расколы.

Сейчас зона юрисдикции ЦДУМ охватывает всю страну за исключением Северо-Кавказского федерального округа, Татарстана, Адыгеи, Калмыкии и Краснодарского края.

Самые тесные отношения связывают ЦДУМ с ДУМ РТ и ДУМД, тем более что Таджуддин сам является суфием. С КЦМСК и мусульманами Крыма отношения у ЦДУМ ровные, а вот с СМР и ДСМР – враждебные, хотя острота этих конфликтов уже во многом утрачена.

Потерянная координация

После выхода ДУМД Координационный центр мусульман Северного Кавказа переместился с первой на четвертую позицию по влиянию, сохранив контроль примерно над 1 тыс. реально действующих общин при 500 зарегистрированных. Половина из них сосредоточена в Чеченской Республике, муфтият которой официально вернулся в КЦМСК в 2017 году (не менее 500 при 115 зарегистрированных), более чем по 100 мечетей действует также в Ингушетии (хотя там зарегистрировано всего 19 мусульманских юрлиц), в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Подчиняются КЦМСК и более мелкие муфтияты – Ставропольский, Адыгеи и Краснодарского края, Северной Осетии и Калмыкии.

Последние годы КЦМСК стабильно развивался, оправляясь после кризиса 2012 года, когда его покинул Чеченский муфтият. В состав этой организации вернулись некогда потерянные общины Ставропольского края, удалось наладить отношения с новым муфтием Чечни Салахом Межиевым, который согласился стать зампредом КЦМСК, но конфликт с ДУМД, весной этого года официально покинувший альянс северокавказских муфтиятов, обнулил все эти достижения. Впрочем, конкурентные преимущества у КЦМСК сохранились – членство его председателя в Совете при президенте и Межрелигиозном совете России, особые отношения с грантораспределяющими организациями, два крупных университета в Грозном и Нальчике плюс множество средних медресе, а также мощный союзник в лице чеченских мусульман. Из минусов здесь можно отметить слабость СМИ и незаметную до недавнего времени работу центрального аппарата – так, официальный сайт КЦМСК был запущен только в этом году.

Зона юрисдикции КЦМСК сейчас ограничена территорией СКФО (за исключением Дагестана), Адыгеей, Калмыкией и Краснодарским краем. Этот альянс имеет просуфийский и антиваххабитский характер и дружит со всеми мусульманскими центрами страны за исключением ДУМД.

С выгодных позиций Москвы

На пятой позиции с небольшим отрывом от КЦМСК расположился Совет муфтиев России, который контролирует чуть больше 900 общин. Большая часть из них (свыше 500) сконцентрирована в Башкортостане и подчиняется ДУМ Республики Башкортостан, которое входит в СМР уже во многом формально и вполне может в ближайшее время либо объявить о своей независимости, либо вернуться в состав ЦДУМ. Оставшиеся организации раскиданы по всей стране – от Якутии до Калининграда и от Мурманска до Сочи. СМР не признает разделения сфер влияния с другими муфтиятами и имеет свои организации в пределах зон ответственности ЦДУМ, КЦМСК, ДУМ РТ и независимых муфтиятов. Более того, в одном регионе могут сосуществовать разные ЦРО юрисдикции СМР – например, в Свердловской области их целых три.

Ядром и во многих случаях альтер-эго СМР является ДУМ Российской Федерации, которым одно время предлагалось заменить СМР, но из-за бунта ряда региональных муфтиятов эту идею пришлось похоронить. Председательство в ДУМ РФ позволяет муфтию Равилю Гайнутдину именовать себя духовным лидером мусульман всей России, хотя по факту он контролирует не более 11% реально действующих общин страны (или 16–18% от числа зарегистрированных). Несмотря на такие скромные показатели численности организаций, СМР является абсолютным лидером по числу ЦРО, располагая почти половиной от их общего количества и активно продолжая создавать новые.

К другим конкурентным преимуществам СМР можно отнести удачное расположение центрального аппарата в Москве и контроль над крупнейшей мечетью столицы, интенсивную международную деятельность, активнейший самопиар и привилегированный доступ к внутренним и внешним источникам финансирования. Лидеры СМР представлены в Президентском совете, Межрелигиозном совете России, Общественной палате и целом ряде общественных советов при министерствах и ведомствах.

Между тем вышеперечисленные плюсы уже не компенсируют накопившиеся минусы, из-за которых СМР восьмой год теряет свое влияние в умме. Структура Равиля Гайнутдина проигрывает ЦДУМ по исторически сложившемуся авторитету, а ДУМ РТ, ДУМД и ДСМР – по динамике развития. СМР потеряло контроль над ключевыми интернет-СМИ, ее печатные издания малоизвестны, а ситуация с радиоэлектронными СМИ выглядит катастрофической. Так, муфтий Камиль Самигуллин давно обогнал Равиля Гайнутдина по цитируемости в СМИ, да и Талгат Таджуддин с Альбиром Кргановым (лидер ДСМР) свое присутствие в них резко увеличили. Международная деятельность тоже имеет проблемные сферы – например, в Сирии делегациям СМР не рады, и им приходится ездить в Ливан, а у других мусульманских центров проблем с этим нет, и они регулярно посещают САР. Повышенная скандальность лидеров СМР, которые только в этом году поссорились с Управлением внутренней политики администрации президента и мэрией Москвы, а также систематические случаи осуждения его духовных лиц за экстремизм и терроризм (таковых уже более 30) авторитета этой организации тем более не повышают.

У СМР открыто враждебные отношения с ЦДУМ и ДСМР, а с ДУМ РТ они близки к таковым. КЦМСК и ДУМД открыто с СМР не конфликтуют, однако их отношения натянуты, особенно после скандала с неприятием СМР антиваххабитской «Грозненской фетвы». Однозначным союзником СМР можно назвать только ДУМ Республики Крым и города Севастополя.

Новички в умме

Духовное управление мусульман Республики Крым и города Севастополя официально пополнило ряды российских муфтиятов только в 2015 году, пройдя соответствующую перерегистрацию. За это время оно изрядно оздоровилось, избавившись от контроля Меджлиса крымско-татарского народа и множества сторонников запрещенных в России организаций – от «Братьев-мусульман» до «Хизб ут-Тахрир». Муфтия Крыма Эмирали Аблаева сложно назвать сильным мусульманским лидером, однако власти он вполне устраивает и раздражения у других мусульманских центров не вызывает. Крымский муфтият с его 350 общинами дружит со всеми крупными мусульманскими центрами России, особенно выделяя СМР. Его единственным открытым оппонентом является альтернативный Таврический муфтият, который до сих пор не зарегистрирован, однако обладает десятками мечетей.

Духовное собрание мусульман России является самым юным центром российских мусульман и самым скромным по числу контролируемых общин – у него их не больше 200. Тем не менее структура муфтия Альбира Крганова позиционирует себя как новый федеральный центр российских мусульман и может похвастаться серьезными позициями в трех крупнейших городах России – в Москве у муфтия Крганова и его союзников две мечети из шести, а в Санкт-Петербурге и Новосибирске – вообще все. Основной массив общин ДСМР сосредоточен в Чувашии, Омской области и Ханты-Мансийском АО, немало их также в Кемеровской и Томской областях.

Муфтий Альбир Крганов находится в дружеских отношениях с властями Москвы, и именно у него наибольшие шансы построить следующую столичную мечеть. Многолетнее членство в Общественной палате позволило ему обрасти серьезными связями, и с его присутствием в столице приходится считаться некогда безальтернативному Равилю Гайнутдину.

ДСМР представляет собой альянс региональных муфтиятов и отдельных общин, лидеры которых пользуются достаточно большой степенью независимости. Этот альянс имеет тесные связи с ДУМД, ДУМ РТ и КЦМСК, дружественен Крымскому муфтияту, однако враждебен и СМР, и ЦДУМ, которые потеряли из-за него немало общин.

За рамками вышеперечисленных семи полюсов влияния остаются несколько независимых региональных муфтиятов – Тюменский, Барнаульский, Горноалтайский и Иркутский, а также осколки Всероссийского и Объединенного муфтиятов. Суммарно у них не более 200 общин.

***

Как будет развиваться российская умма в таком разрезе? Есть разные варианты: количество полюсов может как возрасти за счет обособления ДУМ Республики Башкортостан, так и уменьшиться за счет вхождения Крымского муфтията в состав СМР или возвращения ДУМД в КЦМСК. Нормально ли такое дробление? Уже да, поскольку опасность установления контроля над ключевыми ДУМами со стороны ваххабитов миновала и подавляющее большинство общин подчиняются абсолютно традиционалистским центрам – особенно хорошо это было видно на примере «Грозненской фетвы», которую не поддержало только 400 общин юрисдикции СМР. Да, существующая многополярность доставляет неудобства властям, которым было проще работать с двумя-тремя центрами, однако ничего угрожающего национальной безопасности России в ней уже нет.

Роман Анатольевич Силантьев – исламовед, профессор Московского государственного лингвистического университета.

Принят «Одобряю» Решением Общего собрания Председатель Протокол № Духовного управления мусульман Европейской части России (Московский муфтият)

От «____» _________ 201___ г.

Муфтий _____________________

«____» _____________ 201 ___ г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Председатель ЦРОМ

__________________________

«______» _________________________ 201 г

У С Т А В

Местной религиозной организации мусульман

(наименование организации с указанием территории, принадлежности ЦРОМ)……………………………………….

Духовного управления мусульман Европейской части России

(Московского муфтията)

______________ область

201_ год

I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Местная религиозная организация мусульман ………………………………………………………… Мухтасибата Духовного Управления мусульман Европейской части России (Московского Муфтията) (далее по тексту - ДУМЕР) является добровольным объединением граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованным в целях совместного исповедания и распространения Ислама, совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучения религии и религиозного воспитания своих последователей и в других целях, указанных в настоящем Уставе.

1.2. Местная религиозная организация мусульман ……………………………………………………… Мухтасибата Духовного Управления мусульман Европейской части России (Московского Муфтията) входит в структуру централизованной религиозной организации - …………………………………………….…Мухтасибат Духовного Управления мусульман Европейской части России (Московского муфтията) (далее по тексту - Мухтасибат), является ее структурным подразделением.

1.3. Религиозная организация имеет исключительные права на использование названия - Местная религиозная организация мусульман ………………………………………………………………………..Мухтасибата Духовного Управления мусульман Европейской части России (Московского Муфтията) (далее Махалля - в пер. с араб. яз. - локальная мусульманская община).

1.4. Махалля осуществляет свою деятельность в соответствии с канонами Ислама, на основе неукоснительного соблюдения соответствующих норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Федеральных законов «О некоммерческих организациях», «О свободе совести и о религиозных объединениях», иных нормативных правовых актов РФ, нормативных актов органов местного самоуправления, а также Устава Мухтасибата, в соответствии с настоящим Уставом.

1.5. Махалля считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации, обладает на праве собственности, безвозмездного пользования или ином имущественном праве обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в рублях и иностранной валюте, а также круглую печать с полным наименованием на русском и иных языках, штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

1.6. Махалля может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, предусмотренные Уставом Махалли, быть истцом и ответчиком в суде, в том числе арбитражном и третейском.

1.7. Участники Махалли не отвечают по обязательствам Махалли, а Махалля не отвечает по обязательствам своих членов.

1.8. Махалля не несет ответственности по обязательствам Мухтасибата, равно как и Мухтасибат не несет ответственности по обязательствам Махалли.

1.9. Махалля имеет право приглашать граждан РФ и иностранных граждан, являющихся участниками иных мусульманских религиозных организаций, в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической деятельностью. Для реализации данного права Махалля обязана получить письменное разрешение Председателя Мухтасибата и письменно уведомить Председателя ДУМЕР.

1.10. Место нахождения Махалли: Российская Федерация,

……………………………………………………………………………………………

II . ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

2.1. Основными целями и задачами Махалли являются:

совместное осуществление права граждан на свободу вероисповедания, в том числе для совместного исповедания и распространения Ислама;

сохранение внутреннего единства Махалли и содействие ее нравственному возрастанию;

создание крепкой основы в обществе для повышения уровня воспитания и образования в духе мусульманских ценностей, комплексной подготовки гармонично развитых, высокообразованных и высоконравственных личностей, поддержание здорового образа жизни, взаимоуважения, братства и соработничества;

содействие в реализации государственных и общественно значимых социальных, гуманитарных и иных культурно-просветительных программ, направленных на защиту и развитие личности;

содействие укреплению миролюбивых отношений между людьми, а также нравственности, культуры и трудолюбия в обществе,

руководство духовной и религиозно-образовательной жизнью мусульманского сообщества _____________________ ,

реализация его законных интересов и прав в области мусульманского вероисповедания.

III . ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Основание и содержание культовых зданий и сооружений, иных мест и объектов, специально предназначенных для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

3.2. Совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных Махалле для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, в жилых помещениях, на кладбищах с соблюдением порядка, установленного для проведения митингов, шествий и демонстраций.

3.3. Проведение религиозных обрядов в лечебно- профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов. Религиозные обряды могут проводиться также в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам на ходящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.

3.4. Производство, приобретение, экспортирование, импортирование и распространение религиозной литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов и иных предметов религиозного назначения по согласованию с Мухтасибатом. Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые Махаллей, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием Махалли.

3.5. Учреждение организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения.

3.6. Осуществление благотворительной деятельности как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.

3.7. Создание культурно-просветительских организаций, образовательных и других учреждений, а также учреждений средств массовой информации.

3.8. Установление и поддержание международных связей и контактов, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в Махалле в соответствии с законодательством РФ и п.1.9. настоящего Устава.

3.9. Осуществление предпринимательской деятельности и создание собственных коммерческих организаций в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации. Прибыль, получаемая Махаллей от предпринимательской деятельности, не может распределяться между членами Махалли, а используется лишь на цели, определенные настоящим Уставом.

3.10. Махалля вправе обращаться в органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления с предложением о создании мусульманских кладбищ.

3.11. Заключение трудовых договоров (контрактов) с работниками. Условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовым договором (контрактом) между Махаллей (работодателем) и работником. На граждан, работающих в Махалле по трудовым договорам (контрактам), распространяется законодательство Российской Федерации о труде. Работники религиозных организаций, а также духовенство подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.12. Махалля вправе возлагать на себя выполнение и других функций, не противоречащих канонам Ислама, действующему законодательству, Уставу Мухтасибата и настоящему Уставу.

IV . СОЗДАНИЕ МАХАЛЛИ.

УЧАСТНИКИ МАХАЛЛИ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

4.1. Махалля учреждается совершеннолетними гражданами РФ, исповедующими Ислам, постоянно проживающих на территории __________________________________________________________________.

(территория действия)

4.2. Государственная регистрация Махалли осуществляется на основании письменного подтверждения Председателя ДУМЕР об ее принадлежности ______________________________Мухтасибату ДУМЕР.

4.3. Устав Махалли утверждается Председателем ДУМЕР после согласования с Председателем Мухтасибата.

4.4. У частниками Махалли могут быть не менее десяти человек, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

4.5. Участники Махалли имеют право:

участвовать в его деятельности;

вносить предложения на рассмотрение Совета;

избирать и быть избранными в выборные органы Махалли;

получать различные виды помощи, как при реализации инициатив, проектов и программ, так и при защите интересов;

получать необходимую информацию о деятельности Махалли.

4.6. Участники Махалли обязаны:

способствовать решению задач, стоящих перед Махаллей,

активно участвовать в работе Махалле и его органов,

соблюдать Устав и выполнять решения Махалли.

4.7. Решение о приеме в участники Махалли и исключение из числа участников принимается Советом путем рассмотрения соответствующего письменного заявления. Решение об отказе в приеме в участники Махалли не подлежит обязательному обоснованию.

4.8. Участие в Махалле может быть прекращено по решению Совета простым большинством, если участники Махалли совершили действия, несовместимые с уставными целями и задачами.

V . ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ

Высшими органами управления Махалли являются:

Общее собрание;

Председатель.

5.1. Общее собрание - законодательный (представительный) орган Махалли.

5.1.1. Участниками Общего собрания являются участники Махалли. Общее собрание участников Махалли правомочно, если на указанном собрании присутствует более половины ее членов. Решения Общего собрания по всем вопросам, за исключением вопросов об изменении Устава (не менее 2/3 голосов участников Общего собрания), о выходе из структуры и юрисдикции Мухтасибата (не менее 3/4 голосов участников Общего собрания) принимаются большинством голосов участников, присутствующих на собрании.

5.1.2. Председатель Махалли по своей должности председательствует на собраниях Общего собрания и руководит его заседаниями в соответствии с принятым регламентом.

5.1.3. Общее с обрание созывается Председателем Махалли совместно с Советом регулярно, не реже одного раза в год или по требованию 1/3 участников Общего собрания. Все участники Махалли должны быть надлежащим образом оповещены о предстоящем Общем собрании не позднее, чем за 2 недели до момента его фактического проведения.

5.1.4. Общее собрание избирает из числа присутствующих секретаря, ответственного за составление протокола собрания. Протоколы заседаний Общего собрания подписываются Председателем Махалли и секретарем.

5.1.5. В исключительную компетенцию Общего собрания входит:

внесение изменений в Устав Махалли с последующим согласованием с Председателем Мухтасибата и утверждением Председателем ДУМЕР;

избрание Совета, членов и председателя Ревизионной комиссии, казначея, а также досрочное прекращение их полномочий;

предоставление кандидатуры Председателя Махалли на согласование Председателю Мухтасибата и наделение ее по указу Председателя ДУМЕР полномочиями Председателя после прохождения аттестации при ДУМЕР;

утверждение отчетов Председателя Махалли и Ревизионной комиссии;

утверждение годового отчета и представление его на согласование Председателю Мухтасибата;

утверждение годового бухгалтерского баланса;

утверждение финансового плана Махалли и внесение в него изменений;

участие в других организациях;

принятие решения о выходе из структуры и юрисдикции Мухтасибата.

Общее собрание имеет право принять к своему рассмотрению и иные вопросы деятельности Махалли.

5.2. Совет - постоянно действующий исполнительный коллегиальный орган Махалли. Избирается Общим собранием сроком на 5 (пять) лет из высоконравственных участников Махалли. Совет проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже 2-х раз в год.

5.2.1. Решения Совета принимаются открытым голосованием простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании. Заседание Совета считаются правомочным, если на нем присутствуют более половины членов Совета.

5.2.2. Совет состоит из Председателя, его заместителя, духовенства, казначея - от 3 до 11 членов.

5.2.3. К компетенции Совета относится:

обеспечение выполнения решений Общего Собрания Махалли;

несение ответственности за сохранность мечети и иных зданий;

ведение соответствующего учета имущества;

осуществление приема и исключения из участников Махалли;

принятие решения о ликвидации Махалли, которое подлежит согласованию с Председателем Мухтасибата и обязательному утверждению Председателем ДУМЕР;

регулирование богослужебных вопросов;

решение вопросов создания хозяйственных обществ и товариществ Махалли;

определение и утверждение структуры и штата Махалли;

ведение реестра участников Махалли;

созыв Общего собрания Махалли и определение повестки дня;

рассмотрение любых вопросов, связанных с деятельностью Махалли и не относящихся к исключительной компетенции Общего собрания.

5.2.4. Мутаваллият подотчетен Общему собранию и Председателю Мухтасибата.

5.3. Председатель :

5.3.1. После избрания Общим собранием Махалли кандидатура Председателя Махалли представляется на согласование Председателю Мухтасибата, который после согласования на правляет ее на утверждение Председателю ДУМЕР. Председатель Махалли утверждается на должность сроком на 5 (пять) лет соответствующим указом Председателя ДУМЕР после прохождения аттестации при ДУМЕР и присвоения соответствующего духовного звания. Досрочное освобождение Председателя Махалли от занимаемой должности осуществляется соответствующим указом Председателя ДУМЕР.

5.3.2. Полномочия Председателя Махалли прекращаются досрочно в случае:

а) его смерти;

б) в связи с нарушением канонов Ислама;

в) в связи с утратой доверия Председателя ДУМЕР;

г) с выражением ему недоверия Председателем Мухтасибата или Общим собранием Махалли;

д) его отставки по собственному желанию;

е) за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

5.3.3. Председатель несет ответственность перед Всевышним Аллахом, ДУМЕР, Мухтасибатом и Махаллей за религиозно-нравственное состояние и соответствующее воспитание мусульман, укрепление их единства.

5.3.4. Председатель должен добросовестно и в соответствии с настоящим Уставом выполнять все духовные и административные обязанности.

5.3.5. Председатель:

осуществляет руководство духовенством Махалли в исполнении ими духовных и служебных обязанностей;

руководит исполнением решений и постановлений ДУМЕР, Мухтасибата и Общего собрания Махалли;

несет ответственность за проведение ежедневных пятикратных, пятничных и праздничных молитв, проведение всех необходимых обрядов на дому у верующих;

без доверенности представляет Махаллю и ее интересы в отношениях с государственными, общественными и иными организациями, физическими лицами, а также в международных связях;

ответственно распоряжается денежными средствами Махалли;

утверждает штатное расписание;

осуществляет контроль за ведением и хранением архива Махалли, делопроизводством, движением денежных и материальных средств;

формирует отчет перед Общим собранием Махалли, Советом и Мухтасибатом;

утверждает должностные оклады, условия и нормы премирования сотрудников Махалли;

решает текущие хозяйственные вопросы;

распоряжается финансовыми и материальными средствами Махалли в размере утвержденных смет;

заключает и расторгает договоры, контракты, выдает доверенности, открывает и закрывает счета в банках, выполняет финансовые операции, имеет право первой подписи на финансовых и денежных документах, подписывает отчеты;

издает приказы, принимает на работу и увольняет работников Махалли, выносит дисциплинарные наказания и поощряет работников, заключает контракты и трудовые соглашения;

определяет должностные обязанности, компетенцию и должностные оклады работников Махалли;

осуществляет контроль за состоянием мечети (молельных домов и молельных комнат);

заботится о правильном и благоговейном молении в мечети (молельном доме или молельной комнате);

созывает Общее собрание Махалли и Совет;

протокол заседания Совета подписывается Председателем Махалли и секретарем собрания.

5.3.6. Разногласия, возникающие между Председателем Махалли и Советом, представляются на соответствующее решение Председателя Мухтасибата. Данное решение Председателя Мухтасибата подлежит утверждению Председателем ДУМЕР.

5.3.7. Печать Махалли находится в распоряжении Председателя Махалли.

5.3.8. Обязанности заместителя Председателя Махалли определяются Советом и его Председателем.

5.3.9. Казначей имеет право второй подписи банковских и иных финансовых документов, осуществляет учет и хранение денежных средств, пожертвований и других поступлений.

5.4. Ревизионная комиссия :

5.4.1. Ревизионная комиссия избирается в составе председателя и двух членов Общим собранием участников Махалли сроком на 5 (пять) лет. Ревизионная комиссия подотчетна Общему собранию участников Махалли.

5.4.2. Ревизионная комиссия следит за соответствием деятельности Махалли его уставным целям и задачам, исполнением решений органов управления Махалли, контролирует эффективность использования имущества Махалли, проверяет правильность ведения бухгалтерского учета, включающего проверку наличия денежных средств, законности и правильности произведенных расходов и ведения расходно-кассовых книг, осуществляет контроль и учет всех видов пожертвований Махалли, проводит ежегодные инвентаризации, ревизии финансово-хозяйственной деятельности Махалли, рассматривает заявления и обращения священнослужителей и прихожан, отчитывается перед Общим собранием Махалли о результатах своей деятельности.

5.4.3. Ревизионная комиссия проводит ревизии не реже 1 раза в год.

5.4.4. Ревизионная комиссия вправе требовать от должностных лиц Махалли предоставления всех необходимых документов и личных объяснений.

5.4.5. Ревизия проводится в присутствии ответственных лиц, которые по окончании проверки должны быть ознакомлены с актом ревизии и подписаться под ним. При несогласии с актом ревизии указанные лица вправе принести письменные возражения и замечания с приведением обоснований и доводов.

5.4.6. П ри наличии злоупотреблений, растраты имущества и денежных средств по халатности, Ревизионная комиссия Махалли обязана предпринять все меры для полного возмещения ответственными лицами причиненного ущерба.

5.4.7. Ревизионная комиссия Махалли участвует в заседаниях Совета.

5.4.8. Копии актов ревизии направляются в Совет, Мухтасибат и ДУМЕР.

5.4.9. Право ревизии финансовой и хозяйственной деятельности Махалли также принадлежит ревизионной комиссии Мухтасибата и Центральной ревизионной комиссии ДУМЕР.

VI. ДУХОВЕНСТВО

6.1. Религиозными деятелями являются имам-хатыб, имам и муэдзин. Эти духовные лица должны отвечать следующим требованиям:

Обладать профессиональным религиозным образованием;

Иметь опыт управления в религиозной организации;

Пользоваться доброй репутацией, доверием духовенства и верующих в искреннем служении Исламу и Отечеству.

6.2. Поступления от совершения религиозных треб и обрядов духовные лица Махалли обязаны сдавать в кассу Махалли.

6.3. Имам-хатыб (с араб. «предстоятель - проповедник”) - духовное лицо, в обязанности которого входят проведение коллективных пятничных (джума-намазов) и праздничных молитв, а также административное управление мечетью/молельным домом или комнатой.

6.3.1. Духовное звание имам-хатыб присваивается лицу, прошедшему аттестацию при ДУМЕР и получившему квалификационное удостоверение.

6.3.2. Имам-хатыб организует своевременное совершение молитв, а также проведение пятничных и праздничных богослужений, обеспечивает выполнение всех общепринятых по законам Шариата обрядов, осуществляет ближайший и всесторонний надзор за религиозной деятельностью мусульман Махалли в исполнении ими духовных и служебных обязанностей.

6.4. Имам (с араб. «предстоятель, «предводитель») - духовное лицо, в обязанности которого входит руководство ежедневными обязательными молитвами.

6.4.1. Духовное звание имам присваивается лицу Указом Председателя ДУМЕР и получившему квалификационное удостоверение.

6.4.2. Имам организует своевременное совершение следующих молитв: а) обязательных ежедневных молитв (фардов), б) погребальных (джаназа), обеспечивает выполнение всех общепринятых по законам Шариата обрядов.

6.4.3. Имам в отсутствие имам-хатыба по его поручению исполняет часть его обязанностей.

6.5. Муэдзин (с араб. «муаззин» призывающий на молитву) - духовное лицо, в обязанности которого входит возглашение о времени наступления обязательной молитвы.

6.5.1. Духовное звание муэдзин присваивается лицу Указом Председателя Махалли.

6.5.2. Муадзин содействует председателю Махалли в отправлении: а) пятикратной и пятничной молитвы; б) праздничных богослужений; в) совершении обрядов на дому у верующих, на кладбищах, а также по приглашению в других местах, в соответствии с установленным порядком и действующим законодательством.

6.5.3. Муадзин ведет контроль за соответствием убранства мечети (молельного дома или молельной комнаты) для совершения молитвы.

6.5.4. Муадзин в отсутствие имама по его поручению исполняет его обязанности.

6.7. Обязанности и права духовных лиц определяются в соответствии с Положением о функциональных обязанностях религиозных деятелей ДУМЕР.

VII . СОБСТВЕННОСТЬ МАХАЛЛИ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА

7.1. В собственности Махалли могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество: необходимое для обеспечения её деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры.

7.2. Махалля обладает правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ей за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное Махалле в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

7.3. Махалля может иметь на праве собственности имущество, как на территории Российской Федерации, так и за её пределами.

7.4. На движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов.

7.5. Махалля вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемое ей государственными, муниципальными, общественным и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7.6. Источниками формирования имущества Махалли в денежной и иных формах являются:

регулярные и единовременные поступления от участников Махалли;

добровольные имущественные взносы и пожертвования;

выручка от реализации товаров, работ, услуг;

доходы, получаемые от собственности Махалли;

другие, не запрещенные законом поступления.

7.7. Годовой финансовый отчет предоставляется на утверждение Общему собранию участников Махалли по согласованию с Председателем Мухтасибата.

VIII . ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

8.1. Махалля может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания Махалли, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

8.2. Отдельные виды деятельности могут осуществляться Махаллей только на основании специальных разрешений (лицензий).

8.3. Махалля ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.

8.4. Доходы от предпринимательской деятельности Махалли не могут перераспределяться между ее участниками и должны использоваться только для достижения уставных целей.

8.5. Допускается использование Махаллей своих средств на благотворительные цели.

8.6. Махалля вправе привлекать добровольцев в целях осуществления ими безвозмездного труда в интересах Махалли.

IX. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ

9.1.Решение по вопросам внесения изменений и дополнений в настоящий Устав принимается Общим собранием участников Махалли, если за него проголосуют не менее 2/3 участников Махалли.

9.2. Изменения и дополнения в Устав Махалли подлежат согласованию с Председателем Мухтасибата, дальнейшему утверждению Председателем ДУМЕР и регистрации в установленном законодательством порядке.

X . Порядок ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Махалли

10.1. Махалля может быть ликвидирована:

по решению Совета, указанное решение подлежит обязательному согласованию с Председателем Мухтасибата и последующему утверждению Председателем ДУМЕР;

по решению суда в случае неоднократного непредставления религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, федеральных законов либо в случае систематического осуществления Махаллей деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

10.2. Общее собрание Махалли может инициировать принятие решения о выходе из структуры и юрисдикции Мухтасибата, если за данное решение проголосуют не менее 3/4 участников Общего собрания. В этом случае Махалля лишается подтверждения о принадлежности к Мухтасибату (отзыв подтверждения из регистрирующего органа), и подлежит обязательной ликвидации.

10.3. Общее собрание участников Махалли назначает ликвидационную комиссию и устанавливает порядок и сроки ликвидации.

10.4. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации Махалли.

10.5. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой Махалли, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

10.6. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается Общим собранием Махалли.

10.7. При ликвидации Махалли оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется на предусмотренные Уставом цели и задачи.

10.8. Ликвидация Махалли считается завершенной, а Махалля - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.


Если для католической и православной церквей характерна строгая вертикаль власти с четким определением старшинства священнослужителей по отношению к друг другу, то в исламе дело обстоит значительно сложнее. Здесь нет единого главы, такого как папа Римский в католичестве, отдельные приходы автономны, поэтому решение спорных вопросов и выработка общей стратегии происходят путем переговоров и компромиссов между отдельными муфтиями России. Во времена СССР они были объединены в одну структуру, однако затем центробежные силы стали причиной образования сразу нескольких координационных центров российских мусульман, отношения между которыми далеки от идеала.

Первый среди равных

Человеку, далекому от понимания церковных отношений, кажется, что существует единый духовный лидер российских мусульман, регулярно появляющийся перед объективами телекамер и поздравляющий всю исламскую общину с главными религиозными праздниками.

Однако шейх Равиль Гайнутдин, который возглавляет Совет муфтиев России, на самом деле не является безоговорочным авторитетом в среде российских мусульман. Организация, основанная им в 1996 году, объединяет лишь 15% исламских общин в стране.

Муфтии России действуют более независимо и не оглядываются на верховное начальство. Сама суть СМР предусматривает возможность выхода отдельных структур из нее без особых последствий.

Что такое СМР?

Совет муфтиев России является крупной координационной организацией, объединяющей мусульманских священнослужителей разных регионов страны. Она объединяет почти 1500 первичных религиозных общин мусульман, действующих от Калининграда до Владивостока. Возглавляет эту структуру шейх Равиль Гайнутдин, который по совместительству является и председателем Духовного управления мусульман Европейской части России.

В эпоху становления каждый председатель отдельного Духовного управления мусульман, присоединившегося к структуре организации, автоматически становился сопредседателем Совета муфтиев России, однако сегодня определилось конечное число верховных чинов в иерархии. Сейчас сопредседателей всего четыре, ими являются муфтий Башкортостана, муфтий Азиатской части России, муфтий Саратовской области и муфтий Северной Осетии.

СМР объединяет в основном муфтиев регионов, где мусульмане не являются преобладающим населением, исключением является лишь Башкортостан.

СМР и общество

Подготовка кадров священнослужителей осуществляется в исламских вузах, кураторство над которыми осуществляет Совет муфтиев России. Крупнейшим из них считается Московский исламский университет. Помимо него, действует Российский исламский университет в Казани и Нижегородский исламский институт. Также можно получить среднее образование в духовной сфере благодаря специализированным учебным заведениям в Москве, Нижнем Новгороде и Саратове.

В рамках СМР действует общественная организация Союз мусульманок России, возглавляемая Наилей Зиганшиной.

Связь с паствой

Слово мусульманских пастырей в массы правоверных распространяется благодаря продукции печатных изданий, находящихся в ведении СМР. К ним относятся издательства «Медина» и «Исламская книга». В интернете действует радиоканал Miradio.

До недавнего времени СМР имел возможность обращаться к своей пастве посредством коротенькой передачи «Мусульмане», выходящей на втором федеральном канале. Однако формат ее был довольно специфичен, она в первую очередь была ориентирована на татарское население, затрагивала вопросы, которые были неинтересны большинству российских мусульман.

«Мусульман» практически не смотрели на Северном Кавказе, где сосредоточена основная масса исламского населения России, и русскоязычные мусульмане в странах СНГ. Закономерным итогом стало закрытие не слишком успешного проекта.

Напряженные отношения духовных лидеров

Пиар-менеджеры Совета муфтиев России ведут довольно агрессивную информационную политику на своих официальных сайтах и в сторонних средствах массовой информации. Итогом этого становится заблуждение в вопросе об истинных рамках власти Равиля Гайнутдина. Даже лидеры ДАЕШ (запрещенной по закону на территории РФ организации), объявившие РФ врагом номер один, считают председателя СМР главным муфтием страны.

Однако с непримиримыми боевиками, а также с идеологами Равиля Гайнутдина совершенно не согласен верховный муфтий России Талгат Таджутдин, лидер Центрального духовного управления мусульман России. Также с сомнительным уважением к шейху относятся независимые и влиятельные муфтии республик Северного Кавказа, среди которых особенно выделяется представитель чеченской республики, где позиции религии особенно сильны.

Начало раскола было положено еще в начале девяностых годов, когда региональные организации мусульман Европейской части России, возглавляемая Равилем Гайнутдином, объявила о своем выходе из ЦДУМ. С тех пор и продолжается вялотекущий конфликт между высокопоставленными священнослужителями, а вопрос о главном муфтии России остается открытым.

Ассаламу алайкум ва рахматуЛлахи Тааля ва баракатуху!В последнее время в средствах массовой информации и интернет пространстве активно стал набирать популярность среди невежественных людей так называемый "председатель исламского комитета России" Гейдар Джемаль.Я как человек любопытный и хоть совсем малость но разбирающийся в вопросах Ислама,в которых необходимо разбираться каждому рядовому мусульманину,стал проявлять интерес к этой персоне и внимательно слушать,читать и анализировать Джемаля.Каждый раз сталкиваясь с его позицией я не только нахожу в ней противоречия Исламу,но и нередко противоречия его же собственным позициям,а так же наглую и бессовестную ложь в адрес той религии,которую он представляет в нашей стране.Хотел бы начать с главного вопроса,который должен быть в голове у каждого мусульманина в России,кто сталкивался с именем Гейдар Джемаль а имено-"На каком основании Джемаль возглавляет "Исламский комитет России?".Гейдар Джемаль,как можно понять из его блога в Твиттере является философом,а в Исламе как известно философия-есть куфр.Где Джемаль получил исламское образование?На каком основании он занимает такой высокий пост,если по его же собственному признанию,он даже арабского языка не знает и соответственно изучает Ислам по переводам?Однажды он написал в своем ЖЖ ответ на вопрос какого направления в Исламе он придерживается и его невежественные сторонники с облегчением вздохнули,удовлетворившись этим ответом,так как его ответ "устроил" всех-и шиитов и "салафитов".Но если внимательно присмотреться к его ответу становится ясно,что Джемаль ускользнул от вопросов,ответ на которые должен быть четким и однозначным-либо он шиит и придерживается учения шиизма,где большинство сподвижников нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) являются неверными,тиранами,алчными людьми,где посылаются проклятия в адрес нашей госпожи,матери правоверных Аиши (да будет доволен ею Аллах),в адрес трех великих праведных халифов Абу Бакра,Умара,Усмана (да будет доволен ими Аллах),где представлены приспешниками сатаны великий халиф Муаввия (да будет доволен и им Аллах),к которому мы еще вернемся иншаЛлах.Либо он суннит придерживающийся четких рамок 4 мазхабов(Ханафи,Шафии,Малики или Ханбали),чего он никогда не подмечал.Либо он "салафит" придерживающийся мнений Ибн Таймийи и Мухаммада ибн Абдулваххаба,а так же других шейхов этой фирки таких как шейх Албани,ибн Бааз и др.Однако и эти имена им не упоминаются и он никогда не опирался на их мнение,а даже напротив много раз высказывал слова которые напрямую расходятся с тем чему учили эти шейхи.Например в передаче " К барьеру" с В.Соловьевым где Гейдару оппонировал В.Жириновский на вопрос кем он считает Ш.Басаева,А.Бараева, и др. лидеров кавказского фронта сопротивления России Джемаль сказал,что они не мусульмане.и он их не считает за мусульман и фактически сделал "такфир" этим людям,вынес их за рамки Ислама.То есть их кровь и их имущество сделал дозволенными для мусульман,запретил хоронить их на мусульманском кладбище и запретил читать по ним "джаназа",их имущество по наследству не передается их потомкам.А Докку Умарова и вовсе призвал уничтожить "как бешеную собаку".Но в то же время он часто высказывается в поддержку тем,кто находится по ту сторону от федералов и их действия называет "Джихадом" а их "муджахедами".Почему то те сторонники "салафизма",кто поддерживает Джемаля в том,что на Кавказе идет Джихад,никогда себя не спросили "Какой может быть Джихад,которым руководят "кяфиры" и "бешеные собаки",которые подлежат уничтожению?".Ведь известно ясное правило в Исламе-Джихад имеет право объявить только Амир мусульман,и нет Джихада если любой кто захотел провозгласил его.Под каким знаменем тогда борются те кто сейчас "в лесу"?Под знаменем которое поднял "неверный,сотрудник ГРУ" Шамиль Басаев и которое подхватил "бешеная собака" Докку Умаров?

А может Джемаль является сторонником суфизма?Но в своем ЖЖ он сам опровергает то,что он сторонник суфизма,а в одной из передач Гейдар и вовсе 90% чеченцев и ингушей назвал язычниками а их "зикр" с пробежкой по кругу и хлопками в ладоши-язычеством.При этом Джемаль то ли по своему невежеству,то ли намеренно не обращает внимание на то,что произносят те кто читает такой зикр,а именно главную формулу мусульман "ЛЯ иляха илляЛлах"....то есть "Нет никакого другого божества кроме как Единого Бога".Само произнесение этих слов по сути уже поровергает язычество.По мнению большинства ученых из язычества тут только хлопки и бег по кругу,но мольба обращена к Единому Богу и это действие может квалифицироваться только как "бидаа" то есть нововведение,но никак не язычество.По мнению же других ученых это дозволено.Таким образом Джемаль снова выводит за рамки Ислама большинство мусульман Чечни и Ингушетии,назвав из язычниками,что автоматически делает их всех незаконнорожденными,запрещает им жениться на мусульманках,хоронить своих родных на мусульманском кладбище и все остальные действия которые применимы для мусульман,для них теперь запретны.Как бы то ни было Гейдар подпадает под хадисы Пророка Мухаммада (с.а.в.с.) в которых по разным версиям и разным высказываниям смысл следующий "Кто не поправу,безосновательно,не имея на то шариатского довода обвинил одного мусульманина в неверии,тот сам станоится неверным".Толкуя этот хадис все мухаддисы Ислама единогласны в том,что нельзя обвинять в неверии мусульманина кроме как решением шариатского суда,в котором необходимо найти семьдесят причин для оправдания и только потом вынести решение о том,что этот человек неверный.Ученые говорят "Лучше по ошибке назвать тысячу неверных мусульманами,чем по ошибке назвать одного мусульманина неверным".

И вот недавно я прочел статью Джемаля в ЖЖ "Преодоление "Омейядов", (http://geidardjemal.livejournal.com/56314.html#cutid1)что по сути и стало последней каплей в чаше моего терпение и подвигло меня написать эту статью.И так Джемаль пишет :"Именно Сирия была в начале истории ислама провинцией, где сидел наместником Муавия, развязавший гражданскую войну против четвёртого и последнего праведного халифа мусульманской уммы имама Али (а.с.). Муавия стал основоположником омейядской династии, которая за время своего правления в халифате поставила под вопрос само существование чистого ислама, вернувшись к арабскому национализму, попытавшись сфальсифицировать сунну Пророка (с.а.с.), и поощряя рост социального и имущественного неравенства между мусульманами. Для подавляющего большинства суннитов, не говоря уже о последователях шиитского мазхаба, имена Муавии и его сына Йезида по сей день символизируют самую сущность лицемерия и вызова духовным устоям ислама "

Это наглая ложь на подавляющее большинство суннитов,которые любят и почитают халифа Муавийу и доказательством этому является,то что Муавия был сподвижником Пророка (с.а.в.с.),который принял Ислам при жизни Пророка и остался до самой смерти мусульманином.Когда Муавия принял Ислам Посланник Аллаха (с.а.в.с.) сделал его писцом,которые вместе с Зайдом бин Сабитом стал самым известным из сподвижников,кто писал откровения из уст Посланника Аллаха (с.а.в.с.)Муавия фиксировал не только откровения, но и многое другое, что приказывал ему Пророк. И так он продолжал записывать до последних дней жизни Посланника Всевышнего Бога, благословение Бога ему и приветствие, и поэтому его называют «Катиб аль-Вахий» (Писцом Откровения) .Сам Пророк Божий просил зе Муавия дуа-
«О Аллах научи Муавию арифметике и огради его от Ада» (от Имама Ахмада, Абу Дауд и Нисаи)
В другом хадисе: «О Аллах пусть он будет на Истине и причиной для других быть на Истинном Пути» (Бухари в «Тарих Кабир» и Тирмизи). Во время правления халифа Умара (р.а.)Муавия,несколько раз писал Имаму Умару,что он хочет завоевать Кипр, так как он является угрозой для исламского халифата,но Имам Умар, не хотел послать мусульман в море, и считал, что это большая опасность для них. Во время халифа Усмана опять Муавия послал просьбу, а Имам Усман согласился под условием, чтоб он посылал только тех солдат, которые согласны воевать в море.
Имам Бухари, что Пророк Мухаммед,сказал:
«Первая армия, из моей Уммы, повоюет в море будет в Раю»

Ибн Хаджар сказал относительно этого Хадиса, что это хваление в адрес Муавии,так как он первый кто воевал море.
Даже если считать, что Муавия,сам не был первым в море, то все равно он получил очень большое вознаграждение за то, что именно благодаря ему эта армия была отправлена в море, это если не считать его главным лидером этой армии, так как историки считают именно его открывшим Кипр в 28 г.х., поэтому будет справедливо включить его в эту армию и считать его одним из первых воюющих в море.Имам Наввави, помилует Бог его, пишет в толковании Сборника Муслима, что означает:
«Муавия, один из справедливых и честных Сподвижников, а те войны, которые происходили, то у каждой из сторон была Шибха, и думала, что она справедливая, но все они справедливые и у них свои Таауилы в войнах, и никто из них не вышел от справедливости, потому, что они Мужтахиды, у которых были разногласия в вопросах Ижтихада, точно также как Мужтахиды расходуются в вопросах наказаниях и других и нельзя из-за этого уменьшить степень кого-нибудь из них».Пишет Имам Ахмад ибн Ханбал «Не смейте ругать и поносить Сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах повелел вам просить прощения для них. И Он (при этом) знал, что они будут сражаться друг с другом» (Ахмад ибн Ханбаль «Фадаил»).Надо еще знать, что все Хадисы, которые переданы от Муавия, согласие Бога над ним, считаются достоверным, и это показывает, что мусульмане знали, что он не врал и что у него хороший и высокий моральный вид.Пророк Мухаммед, благословение Аллаха ему и приветствие, сказал:
«Аллах Аллах относительно моих Сподвижников, Аллах Аллах относительно моих Сподвижников, не берите их как цель после меня, кто полюбит их, то я своей любовью его полюблю, а кто их ненавидел, то я своей ненавистью его ненавижу, а кто им повредит, то как будто повредил мне, а кто повредит мне, то как будто повредил Всевышнему Богу, а кто старается повредить Всевышнему Богу, то Он его заберет (т.е. в Ад)» (Ахмед, Тирмизи, Байхаки в «Аль-Шиаб»).

А вот что пишет Джемаль "Лицемерная природа таких претензий со стороны консервативных монархических режимов была отчётливо вскрыта именно их поддержкой атеиста Саддама на националистической платформе. Для всех стало ясно, что омейядские «традиции» борьбы с исламом изнутри продолжаются нынешними аравийскими династиями, многие из которых являются не только духовными, но и, возможно, генетическими наследниками Муавии. ".То есть он обвиняя Саддама Хусейна в лицемерии,не может удержаться от укола в адрес Муавии утверждая что лицемерие Саддаму передалось как по духовной так и возможно по генетической цепочке от халифа Муавии.

А вот что говорят имамы мазхабов

Имам Абу Ханифа сказал:
«Не стоит говорить ничего кроме хорошего, о Сподвижниках Пророка» (Фикх уль Акбар).
И он также сказал:
«Одно мгновение, проведенное ими рядом с Пророком лучше, чем деяния, совершаемые кем-либо на протяжении долгой жизни» (Аль-Мекки в Манакиб Абу Ханифа).
Имам Шафии вообще был против говорить что-нибудь плохое в адрес Муавии, согласие Бога над ним, и все время повторял то, что Имам Умар Ибн Абдулазиз, говорил:
«Всевышний Аллах очистил наши руки от той смуты, и мы должны очистить свои языки от нее».
Имам Ахмад, сказал:
«Не разрешено никому вспоминать какие-нибудь недостатки Сподвижников, и не нападать на какой-нибудь из их недостатков, и не унижать их, а кто так поступит, то Судья (у кого есть власть) уже обязан его воспитывать и наказывать и не имеет права простить ему» (Аль-Акыда).Так же он сказал
«Если увидишь кого-либо, говорящего плохо об одном из Сподвижников, ставь под сомнение его Ислам» (Аль Бидая ва Нихая» ибн Касир).

Таким образом сопоставив на одну чашу весов слова и высказывания Гейдара Джемаля-обвинения мусульман в неверии,в язычестве,его противоречия своим же словам и учению Ислама,унижение и оскорбление сподвижников Пророка и халифов,а на другую высказывания нашего Пророка Мухаммада (с.а.в.с.),его сподвижников,ученых Ахлу Сунна валь Джамаа,становится очевидным кем является Гейдар Джемаль,стоит ли быть его слепым фанатом и какого его положение перед Всевышним Аллахом.

Вассаламу алайкум варахматуЛлахи Тааля ва баракатуху!