Количественный учет в столовой. Главное в июне. Критерии применения енвд

В последние годы все большее распространение получает практика создания подразделений общественного питания в организациях сфер материального производства, организациях, ориентированных на выполнение работ или оказание услуг других отраслей. рассмотрим порядок бухгалтерского и налогового учета и деятельности таких подразделений.

При создании подразделений общественного питания перед бухгалтерскими службами предприятий возникает проблема — как правильно и оперативно организовать ведение бухгалтерского и налогового учета операций, которые для данного хозяйствующего субъекта характерными не являются, и, следовательно, работники бухгалтерии не располагают достаточным опытом (а нередко и уровнем квалификации).

Для крупных организаций целесообразно выделение в составе бухгалтерии отдельного рабочего места и прием на работу специалиста с соответствующим уровнем подготовки. Однако число таких организаций сравнительно невелико, и большая часть хозяйствующих субъектов подобной роскоши себе позволить не может.

В данной статье приводятся основные требования законодательных и нормативных актов, регулирующие как деятельность подразделений общественного питания, так и организацию и осуществление учетных процедур.

Наиболее распространенными видами подобных подразделений являются столовые и буфеты.

Действуем по ГОСТам

Определение столовой как типа предприятия общественного питания, а также общие требования к предприятиям общественного питания изложены в Государственном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий» (с датой введения в действие с 1 июля 1995 г.), утвержденном Постановлением Госкомстата РФ от 05.04.95 № 198.

С принятием Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» все ранее принятые стандарты впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям законодательства о техническом регулировании.

Поскольку до сих пор соответствующие технические регламенты не приняты, считаем допустимым ссылаться на ранее принятые ГОСТы. Тем более что используемые нами цитаты и ссылки ограничиваются общими нормами, не противоречащими гражданскому законодательству (и не корреспондирующими с ним).

В соответствии с п. 3.7 упомянутого ГОСТа столовая — общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню.

Кроме ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий» с 1 июля 1995 г. были введены в действие ГОСТ Р 50-763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия» и ГОСТ Р 50-764-95 «Услуги предприятий общественного питания».

ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий» содержит минимальный набор регламентов по определению типа и класса предприятия, включающий требования по:

· технической оснащенности (архитектурно-планировочное решение, состав помещений, их оснащение и оформление);

· методам обслуживания, форменной одежде, музыкальному обслуживанию;

· качеству обслуживания (комфортность, эстетика и т.д.);

· ассортименту реализуемой продукции, ее разнообразию и сложности изготовления;

· мебели, столовой посуде, приборам, столовому белью, номенклатуре предоставляемых услуг;

· квалификации персонала.

ГОСТ Р 50-763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия» определяет номенклатуру нормативной и технологической документации, по которой может вырабатываться кулинарная продукция.

К нормативной документации отнесены государственные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий, а также сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, которые являются технологическими нормативами.

В настоящее время для выработки кулинарной продукции можно руководствоваться сборниками технологических нормативов (издания 1994 г.), рецептур блюд диетического питания и рецептур блюд и кулинарных изделий национальных кухонь народов России и стандартами предприятий.

Стандарты предприятий на продукцию и услуги разрабатываются непосредственно предприятием общественного питания и утверждаются его руководителем.

Допускается применение рецептур блюд Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, утвержденного Приказом Министерства торговли СССР от 12.12.80 № 310. Однако на них не распространяются дополнения и изменения, предусмотренные в Сборнике технологических нормативов, в части совершенствования органолептических показателей кулинарной продукции, свободного применения набора всех компонентов, входящих в рецептуры, рекомендательного подхода в расчетах выходов полуфабрикатов и готовых изделий, нормах отпуска блюд и т.д.

ГОСТ Р 50-763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению» устанавливает требования по химической, микробиологической безопасности сырья, продуктов, полуфабрикатов, используемых для приготовления блюд в соответствии с медико-биологическими требованиями и санитарными нормами, а также по соблюдению технологических процессов приготовления блюд, использованию пищевых красителей и добавок, фритюрного жира, а также к реализации, хранению, маркировке, транспортировке готовой продукции и методам контроля ее качества.

ГОСТ Р 50-764-95 «Услуги предприятий общественного питания» содержит перечень услуг, их характеристики в зависимости от типа и класса предприятий общественного питания.

К услугам общественного питания отнесены:

· услуги питания;

· изготовления кулинарной продукции и кондитерских изделий;

· организации потребления и обслуживания;

· реализации кулинарной продукции;

· организации досуга;

· информационно-консультационные и прочие.

Для столовых основными являются услуги питания, организация потребления и обслуживания. При обеспеченности необходимыми ресурсами (трудовыми, материальными, производственными) и при наличии устойчивого спроса столовые могут изготавливать и реализовывать кулинарную продукцию и кондитерские изделия.

Помимо перечисленных ГОСТов при организации и осуществлении деятельности столовых следует руководствоваться Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.97 № 1036. Этими Правилами установлены порядок доведения до потребителей информации об услугах, оказываемых предприятием общественного питания, и собственно порядок оказания услуг.

Столовые различают:

· по ассортименту реализуемой продукции — общего типа и диетическая;

· по обслуживаемому контингенту потребителей — школьная, студенческая и другие;

· по месту расположения — общедоступная, по месту учебы, работы.

Для организации бухгалтерского учета значение имеет классификация по последнему признаку — по месту расположения. В соответствии с этой классификацией столовые могут иметь следующий юридический статус:

· обособленный участник предпринимательской деятельности — юридическое лицо;

· обслуживающее производство, находящееся на балансе коммерческой организации;

· структурное подразделение коммерческой организации, выделенное на самостоятельный баланс;

· структурное подразделение бюджетного учреждения (образовательного, органа управления, воинской части и т.п.).

Особенности бухгалтерского учета

Инструкция по применению Плана счетов относит столовые и буфеты организаций к обслуживающим производствам и хозяйствам и предусматривает для учета соответствующих затрат счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Напомним, что основным признаком, по которому структурное подразделение относится к категории обслуживающих производств и хозяйств (а, например, не к вспомогательным), является то, что их деятельность не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, явившихся целью создания данной организации.

Особенности учета в столовых и буфетах связаны с тем, что этими хозяйствами фактически производится реализация товаров, приобретенных в торговых организациях. При этом в буфетах, как правило, обработки реализуемых товаров не происходит. В столовых без обработки реализуется лишь часть продукции (например, хлебобулочные изделия или напитки).

Все это говорит о целесообразности использования счета 41 «Товары». Заметим, что Инструкцией по применению Плана счетов корреспонденция счета 29 со счетом 41 по дебету не предусмотрена (то есть предполагается, что подсобные предприятия и хозяйства могут только вырабатывать собственные товары, а получать их не могут).

Тем не менее применение счета 41 в данном случае, на наш взгляд, является весьма желательным. Это может быть обосновано следующим соображением: реализация товаров (после их обработки или без нее) связана с понятиями издержек обращения и торговой наценки. То есть формирование себестоимости продаж целесообразно организовывать порядком, установленным документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета для специализированных (самостоятельных) организаций общественного питания. Учет торговой наценки на счете 29 законодательно урегулирован недостаточно.

При использовании счета 29 для учета деятельности столовых схема бухгалтерских проводок может быть следующей:

Дебет 10 Кредит 60

— на сумму стоимости материалов, приобретенных для переработки в столовых

Дебет 41 Кредит 60

— на сумму стоимости товаров, приобретенных у поставщиков для их реализации через столовые или буфеты

Дебет 19 Кредит 60

— на сумму налога на добавленную стоимость по приобретенным материалам и товарам, предназначенным для использования в столовой

Дебет 29 Кредит 41

—на сумму стоимости товаров, отпущенных в обслуживающие производства и хозяйства

Дебет 29 Кредит счетов учета затрат

— на сумму произведенных расходов по обработке и реализации товаров.

Обращаем внимание, что в данном случае калькуляционным является счет 29. По существу этот счет выполняет роль счета 20 «Основное производство», который применялся бы в том случае, когда столовая была бы самостоятельным предприятием (юридическим лицом).

При отражении в учете результатов деятельности структурного подразделения, которым является столовая, не возникает необходимости и в использовании счета 44 «Расходы на продажу» (субсчет «Издержки обращения»), так как издержки могут быть с таким же успехом собраны на счете 29;

Дебет 20 Кредит 41

— на сумму стоимости товаров, для которых предусмотрено списание на себестоимость продукции, работ или услуг (например, при выдаче молока во вредных производствах).

Если товары, переданные со складов или приобретенные на стороне, подвергаются в столовой переработке или обработке (например, кипячение того же молока), то их стоимость следует предварительно списать на счет 29 и только после формирования их новой себестоимости — с учетом затрат по переработке или обработке и отнесения на их стоимость части общехозяйственных расходов - списывать на себестоимость продукции проводкой:

Дебет 20 Кредит 29;

Дебет 90 Кредит 29

— проводка оформляется на сумму фактической себестоимости реализуемых услуг столовой.

В стоимость услуг (готовых блюд и переработанных или обработанных продуктов питания) включается стоимость использованных товаров. Потребителями услуг (покупателями) могут выступать как работники организации, так и другие лица (в том случае, если столовая имеет общий доступ);

Дебет 90 Кредит 41

— данной проводкой на счет реализации списывается стоимость товаров, не подвергающихся переработке (хлебобулочные изделия, напитки в упаковке и т.п.)

Дебет 50 Кредит 90

— на сумму поступившей оплаты за реализованные товары или продукцию столовой

Дебет 70 Кредит 90

— на сумму оплаты продукции столовой и реализованных товаров, удержанную с заработной платы работников.

Так как данный вид удержаний не является обязательным, то он может производиться на основании личного заявления работника. Данное требование, кстати, вытекает и из общих прав потребителей — услуга не может быть навязана, а должна приобретаться покупателем добровольно;

Дебет 90 Кредит 68

— на сумму налога на добавленную стоимость, начисленного на объем реализации.

Кормим «своих»

Оплата организацией (полностью или частично) питания за работника относится к доходам, полученным работником в натуральной форме, на основании подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ и соответственно подлежит обложению НДФЛ.

ПРИМЕР

Столовой организации отпущена готовая продукция по фактической себестоимости 80 тыс. руб. При этом рыночная цена продукции (по которой она могла быть реализована на сторону) составила 100 тыс. руб. (без НДС). 75% продукции отпущено работникам организации с оплатой в размере половины рыночной стоимости, 25% — реализовано на сторону по рыночной цене.

Частичная оплата работниками стоимости продукции осуществляется посредством производства удержаний с сумм начисленной оплаты труда.

В бухгалтерском учете могут быть оформлены проводки:

Дебет 90 Кредит 29

— 80 тыс. руб. - на сумму фактической себестоимости реализованной продукции (в данном случае не имеет значения, кому и по каким ценам реализовывалась продукция)

Дебет 90 Кредит 68

— 18 тыс. руб. - на сумму НДС по рыночной стоимости реализованной продукции

Дебет 62 Кредит 90

— 118 тыс. руб. - на сумму задолженности по рыночной стоимости отпущенной продукции

Дебет 50 Кредит 62

— 29,5 тыс. руб. (118 тыс. руб. х 25%) - на сумму денежных средств, поступивших в кассу столовой от сторонних покупателей

Дебет 70 Кредит 62

— 44,25 тыс. руб. (118 тыс. руб. х 75% : 2) - на сумму оплаты, подлежащую удержанию с заработной платы персонала

Дебет 91 Кредит 62

— 44,25 тыс. руб. - на сумму неполученной выручки в результате применения льготных цен

Дебет 70 Кредит 68

— 5752 руб. (44,25 тыс. руб. х 13%) - на сумму НДФЛ от дохода, полученного в виде частичной оплаты организацией питания работников.

Обращаем внимание: для того чтобы удержание НДФЛ было правомерным, необходима организация учета стоимости продукции, полученной каждым конкретным работником. В случае если льготирование осуществляется общей суммой, формально объекта налогообложения не возникает. Однако при этом весьма вероятно возникновение проблем с налоговыми органами.

Так, например, Минфин России в Письме от 19.06.2007 № 03-11-04/2/167 на вопрос о необходимости исчисления НДФЛ при отсутствии персонального учета расходов на питание по каждому работнику ответил, что при предоставлении бесплатного питания организацией своим работникам доход каждого налогоплательщика можно рассчитать на основе общей стоимости предоставляемого питания и данных из табеля учета рабочего времени или других аналогичных документов.

Между тем существует арбитражная практика, опровергающая такой подход Минфина.

АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.11.2006 № А56-2227/2006

В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации (налоговые агенты), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет удержанную сумму налога на доходы физических лиц. В силу п. 2 этой статьи исчисление и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.

Согласно п. 1 ст. 230 и п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами, персонально по каждому налогоплательщику.

Судом установлено, что налоговая инспекция не представила доказательств, подтверждающих факт передачи всем сотрудникам организации доходов в натуральной форме (ежедневного бесплатного питания). Расчет налоговым органом сумм НДФЛ на основании количества отработанных каждым сотрудником дней в календарном месяце и среднестатистической стоимости обеда в столовых при организациях муниципального образования не может рассматриваться в качестве удовлетворяющего критерию персонифицированности учета доходов налогоплательщика. Поэтому суд признал документально не подтвержденной сумму полученных налогоплательщиками от налогового агента доходов в виде бесплатного питания и указал на отсутствие у инспекции правовых оснований для доначисления с этих доходов налога, начисления пеней за несвоевременное перечисление его в бюджет и привлечения организации к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ.

На основании п. 25 ст. 270 НК РФ расходы в виде предоставления питания в столовых, буфетах по льготным ценам или бесплатно не учитываются для целей налогообложения прибыли. Исключение составляют предоставление специального питания отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и случаи, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами).

Налоговый учет

Глава 25 НК РФ предусматривает два варианта учета доходов и расходов принадлежащих предприятию столовых: по правилам ст. 257.1 или по правилам подп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Согласно подп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи), если подобные расходы не учитываются в соответствии со ст. 275.1 НК РФ.

В силу ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

При этом для целей гл. 25 НК РФ к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.

Несмотря на то что столовые, бары и т.д. в данном перечне прямо не поименованы, перечень является открытым и соответственно такие объекты могут быть отнесены в состав объектов, признаваемых обслуживающими производствами и хозяйствами, и, следовательно, налоговый учет по их деятельности в этом случае должен вестись отдельно (Письмо Минфина России от 22.09.2006 № 03-03-04/1/669).

В каком случае применяется норма ст. 275.1 НК РФ?

В связи с этим Минфин России в Письме от 04.04.2006 № 03-03-04/1/318 на вопрос организации, имеющей столовую, находящуюся на территории завода и обслуживающую как трудовой коллектив завода, так и сторонних лиц, об учете полученного убытка ответил следующее: налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, осуществляющих реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности в порядке, установленном ст. 275.1 НК РФ.

Если же столовая, находящаяся на территории организации, обслуживает только работников этой организации, то расходы, связанные с содержанием помещения объекта общественного питания (столовой), подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ (см. письма Минфина России от 05.09.2006 № 03-03-04/1/652 и от 17.04.2007 № 03-11-04/3/118).

Остановимся подробнее на организации налогового учета столовых, относящихся для целей налогообложения к обслуживающим производствам и хозяйствам.

Статья 315 НК РФ обязывает организации при формировании налоговой базы по налогу на прибыль обособленно учитывать выручку от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств и расходы, понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг).

В случае когда деятельность указанных подразделений является прибыльной, действует общий порядок определения налоговой базы. При получении же ими убытка следует применять правила, установленные ст. 275.1 НК РФ.

В соответствии со ст. 275.1 НК РФ убыток от деятельности обслуживающих производств и хозяйств может быть признан при соблюдении следующих условий:

· если стоимость товаров, работ, услуг, реализуемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов;

· если расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;

· если условия оказания услуг, выполнения работ налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг, выполнения работ специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.

При выполнении всех перечисленных условий убыток принимается к налоговому учету без дополнительных ограничений.

Если не выполняется хотя бы одно из указанных условий, то убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, он вправе перенести на срок, не превышающий 10 лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении указанных видов деятельности.

В соответствии с п. 13 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм убытков по объектам обслуживающих производств и хозяйств в части, превышающей предельный размер, определяемый в соответствии со ст. 275.1 НК РФ.

Так как для целей бухгалтерского учета произведенные расходы принимаются в полном объеме без ограничений, а ст. 275.1 НК РФ установлены ограничения по принятию осуществленных затрат к налоговому учету, может возникнуть необходимость применения норм ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль».

Налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, относящихся к разным видам деятельности.

Следовательно, для того чтобы данные бухгалтерского учета могли быть использованы для целей налогообложения, необходимо открытие к счету 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» субсчетов аналитического учета для отражения расходов и доходов по каждому обслуживающему производству и хозяйству.

Кроме того, для того чтобы убытки от деятельности таких производств и хозяйств могли быть приняты (полностью или частично) для целей налогообложения, необходимо наличие документально подтвержденных данных о стоимости услуг специализированных организаций (сторонних), а также об условиях оказания соответствующих видов услуг (что понимается под последним, налоговое законодательство не уточняет).

В столовой в части затрат (формирования себестоимости) услуги общепита? В статье предложены разные варианты построения учета по аналогии с учетом, характерным для производственных предприятий.

В этой статье мы предложим организациям общепита (на примере столовой) классическую, укрупненную основу построения бухгалтерского учета по аналогии с учетом, характерным для производственных предприятий. Сразу оговоримся, данные рекомендации могут быть использованы каждой конкретной организацией исходя из специфики ее деятельности, размера, потребностей владельцев бизнеса в той или иной информации и т.д.

Результат деятельности – комплексная услуга

Начнем с того, что деятельность предприятия общепита подразумевает оказание комплексной услуги, включающей в себя:

  • изготовление и реализацию продукции общепита;
  • создание условий для потребления данной продукции;
  • организацию досуга.

Это следует из определений, приведенных в ГОСТ 31985-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» . Данная особенность, безусловно, может повлиять на построение учета сырья и материалов, иных затрат на производство продукции общепита и оказание услуги в целом. Если ее не принимать во внимание при разработке учетной политики и выборе способов ведения бухгалтерского учета, что, собственно, одно и то же, то в проводках учет среднестатистического предприятия общепита можно описать следующим образом.

*При принятии к учету продуктов организация вправе выбрать и закрепить в учетной политике используемый счет: 10 «Материалы» или 41 «Товары» . Однако надо понимать, что этот выбор не должен быть произвольным, он предопределяется спецификой деятельности организации и фактическим назначением продуктов (перепродажа или производство готовой продукции).

Если же все-таки специфику деятельности предприятий общепита не игнорировать, то учет можно организовать несколько иначе, например, исходя из того, что изготовление продукции есть ядро услуги общепита (основное производство), а остальные ее составляющие имеют вспомогательный характер.

Изготовление продукции – основа услуги

Данный подход характерен для предприятий типа столовая.

Как видим, данное определение, представленное в ГОСТ 31985-2013 , не содержит вводных относительно обслуживания и досуга потребителей, поскольку миссия такого предприятия – удовлетворить потребности в питании большого количества потребителей (сотрудников конкретной организации, нескольких организаций одного бизнес-центра, посетителей торгового центра и т. д.). Общие принципы организации бухгалтерского учета столовой можно позаимствовать из Письма Минфина РФ от 22.04.2016 № 02-07-05/23495 (посвящено формированию стоимости готовых блюд, реализуемых в столовой бюджетного учреждения):

    готовые блюда отражаются на соответствующем счете бюджетного учета «Готовая продукция…» по плановой (нормативно-плановой) себестоимости (для бюджетников она же является и ценой реализации готовых блюд);

    фактическая себестоимость готовой продукции определяется по окончании месяца. Она формируется с учетом как прямых, так и косвенных (общехозяйственных) расходов.

Это классическая, укрупненная основа построения бухгалтерского учета производственного предприятия с учетом исходного сырья на счете 10 «Материалы» , субсчет 10-1 «Сырье и материалы», с последующим списанием его стоимости (в составе иных производственных затрат – как прямых, так и косвенных) на счет 20 «Основное производство» .

Напоминание

Классификация расходов на прямые (прямо пропорционально связаны с объемом работ по изготовлению продукции (услуги)) и косвенные (прямой связи с продукцией, услугами не имеют) характерна для многопрофильных предприятий. В организациях, выпускающих одно наименование продукции (то есть в организациях, в которых существует только один объект калькуляции), все расходы считаются прямыми.

Если перевести рекомендации из Письма № 02-07-05/23495 на коммерческий план счетов, то получится, что в столовой выпуск готовой продукции должен быть организован с использованием счета 43 «Готовая продукция» . Так ли это на самом деле?

По мнению автора, об обязанности использования счета говорить не стоит. Ведь даже в Инструкции по применению Плана счетов в описании счета указано, что стоимость выполненных работ и оказанных услуг на этом счете не отражается, а фактические затраты по ним списываются по мере продаж со счетов учета затрат на счет 90 «Продажи» . Однако такая организация учета не позволяет контролировать уровень затрат на выпуск конкретных партий продукции общепита, а следовательно, максимально точно прогнозировать прибыль.

Мониторинг затрат

Способы учета

Контроль затрат обеспечивается посредством ведения управленческого и производственного учета

В этом случае перегружать бухгалтерию не стоит. Организация вполне может ограничиться стандартной схемой проводок по сбору затрат (Дебет Кредит , и т. д.), признанию выручки (Дебет , , Кредит 90-1) и себестоимости услуг (Дебет 90-2 Кредит )

У владельцев бизнеса есть запрос на оперативное получение информации о прибыли и ее отклонениях от планируемых показателей по данным бухгалтерского учета

Учетные процессы придется адаптировать под этот запрос путем введения в рабочий план счетов счета или счета 43 «Готовая продукция» либо обоих сразу

Рассмотрим более подробно возможные комбинации при желании контролировать расходы и их отклонения от запланированных величин именно в бухгалтерском учете.

Максимальная детализация данных

В том случае, когда необходим количественный учет продукции общепита, ее движения от кухни до зала(ов) обслуживания, наличия остатков на конец дня, месяца и т. д., применение счета , равно как и учетных цен, может быть обоснованным. В качестве учетных цен могут использоваться:

  • фактическая производственная себестоимость;
  • нормативная себестоимость;
  • договорные цены;
  • другие виды цен.

Ведение учета готовой продукции исключительно в количественном выражении, без соответствующей стоимостной оценки, запрещено п. 203 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов . А требование ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» о том, чтоактивы в виде МПЗ, изготовленные организацией, принимаются к учету по фактической себестоимости (фактическим затратам на производство), не всегда выполнимо на конец месяца (на отчетную дату). Ведь оперативное, ежедневное формирование фактической себестоимости изготовленной продукции не всегда возможно в силу объективных причин ( , амортизация начисляются в конце месяца, тогда же становятся известны коммунальные затраты и т. д.). Именно поэтому нормативные акты по бухгалтерскому учету допускают использование в синтетическом и аналитическом учете промежуточных оценок, что вовсе не отменяет обязательности формирования фактической себестоимости продукции (услуг).

Итак, если учет готовой продукции организован на счете по фактической себестоимости, то в аналитике применимы учетные цены (п. 204 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов ), а бухгалтерские записи выглядят так:

Принята к учету продукция общепита по учетным ценам

Списана реализованная продукция по учетным ценам

Определены отклонения учетной цены от фактической себестоимости (проводка совершается методом «красное сторно», если учетная цена выше фактической себестоимости)

Сумма отклонений, приходящаяся на реализованную продукцию, списана на себестоимость продаж (проводка совершается методом «красное сторно», если учетная цена выше фактической себестоимости)

При использовании данного варианта организации учета достигаются следующие цели: организуется количественный учет выпущенной продукции с выявлением отклонений ее нормативной (плановой) себестоимости от фактической, которые распределяются между проданной продукцией и ее остатками.

Умеренная детализация данных

Если руководству организации ни к чему такая глубокая детализация данных, которую обеспечивает использование учетных цен, то может приниматься на счет по нормативной (плановой) себестоимости с подключением счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» . Это допускается в силу п. 59 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и п. 203 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов , согласно которым в учете и отчетности готовая продукция может отражаться по нормативной оценке. В этом случае проводки будут такими:

Принята к учету продукция общепита по нормативной себестоимости

Реализована продукция, признана выручка

Собраны фактические затраты на изготовление продукции (оказание услуги общепита в целом)

При использовании данного варианта организации учета достигаются следующие цели: организуется количественный учет выпущенной продукции с выявлением отклонений ее нормативной (плановой) себестоимости от фактической, которые не распределяются между проданной продукцией и ее остатками.

Оптимальное решение

В том случае, когда информация, обобщаемая на счете для управленческих целей, избыточна, а запрос на контроль расходов со стороны владельцев бизнеса все же присутствует, возможен вариант учета затрат с применением счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» . Из самого названия счета явствует, что он может использоваться не только при производстве продукции, но и при оказании услуг. Проводки будут следующими:

Оказана услуга общепита, признана выручка

Списана реализованная продукция по нормативной себестоимости

Собраны фактические затраты на изготовление продукции (оказание услуги общепита в целом)

Сформирована фактическая себестоимость продукции

Определены и списаны отклонения нормативной себестоимости от фактической (проводка совершается методом «красное сторно», если нормативная себестоимость выше фактической)

При использовании данного варианта организации учета достигаются следующие цели: ежемесячно выводятся отклонения нормативных оценок продукции общепита и услуги в целом от фактических затрат. При этом себестоимость единицы продукции (партии продукции) в бухучете не калькулируется.

Представленные в статье способы группировки и сбора затрат в общепите нельзя назвать исчерпывающими. Так, досуг посетителей может иметь главенствующее значение для заведения, а изготовление блюд – второстепенное. В этом случае акценты следует сместить в более детальную проработку учета затрат и формирования себестоимости развлекательных мероприятий. Учет затрат на приготовление блюд, который, безусловно, в этом случае упрощается, организуется по остаточному принципу. Возможно и такое разделение: изготовление продукции, ее реализация и организация потребления равноценны организации досуга. Здесь возникают два центра ответственности по сбору затрат: кухня и досуг. Кроме того, допускаем, что учет можно детализировать в разрезе каждой составляющей услуги общепита по аналогии с тем, как это делают организации, осуществляющие несколько видов деятельности. От того, какой вариант соответствует специфике организации, зависит группировка расходов, возникающих в процессе деятельности предприятия, а также их разделение на прямые и косвенные.

Типовая схема проводок по столовой - самый распространённый вариант, которым пользуются большинство наших клиентов:

Часть стоимости обедов платят сотрудники (например, 30%) – это удержание в зарплате. Оставшиеся затраты (70%) возмещает предприятие – с них сотрудник обязан заплатить подоходный, а предприятие – отчисления в ПФ, Медстрах, ФСС.

А) Расчёты с отрудниками по столовой ведутся на субсчёте 73-го с аналитикой по сотрудникам (или без неё). Учёт в столовой организован как реализация: 90-1-Столовая, 90-2-Столовая, 90-3-Столовая, 90-9-Столовая – с аналитикой по блюдам (или без неё).

Эта часть учёта описана проводками:

В результате (разница оборотов 70-го счёта) сотрудник заплатит 30% (+ подоходный с 70% в составе подоходного за месяц Д70 К68-подоходный).

Если у сотрудников из зарплаты удерживают всю стоимость обедов, проводки Д91-2 К70 просто не будет.

Обеды в столовой .

Если на вашем предприятии в столовой стоит касса, и сотрудники оплачивают обеды наличными, либо столовой пользуются НЕ сотрудники вашего предприятия, часть А) схемы проводок будет иной. Подробности ищите в описании модулей Зарплата и Розничная торговля.

Б) Теперь проводки, описывающие затратную часть учёта в Столовой :

Сумма каждой из первых двух проводок ** = 100% стоимости обедов - подсчитывается по прошествии месяца и равна затратам за месяц по счёту 29 + 18% НДС:

Эти проводки формируются в документе Приготовление блюд .

Есть ещё 2 (очень непопулярных ) варианта проводок по учету затрат в столовой (пункт Б схемы проводок по столовой):

Вариант учета блюд по себестоимости :

Дебет

Кредит

Сумма

Кол-во

Документ

сырьё по рецептуре

Приготовление блюд

Несырьевые затраты

43-столовая

кол-во блюд

Приготовление блюд

43-магазин

43-столовая

Себестоим.блюда (R195) или плановая изделия (R14)

кол-во блюд

Отпуск блюд

Себестоим.блюда (R195) или оптовая изделия (R14)

кол-во блюд

Отпуск блюд

Вариант учета блюд по рознице :

Дебет

Кредит

Сумма

Кол-во

Документ

Стоимость сырья по оборот.ведомости

сырьё по рецептуре

Приготовление блюд

Несырьевые затраты

Себестоим.блюда (R195) или плановая изделия (R14)

кол-во блюд

Приготовление блюд

Себестоим.блюда (R195) или плановая изделия (R14)

кол-во блюд

Отпуск блюд

До розницы.блюда (R195) или розницы изделия (R14)

кол-во блюд

Отпуск блюд

Эти проводки формируются в документе Отпуск блюд .

В) К этому моменту на 29-м собраны затраты за месяц на сумму Х. Закрытие 29-го (модуль Главная книга - Расчёты):

Субсчёт 90-го, на который закрывается 29-й (счёт затрат по столовой), задаётся в Параметрах модуля .

Пример . За ноябрь месяц затраты по 29 счёту составили 300 000 (сумма Х). Значит, итоговые 100% стоимости обедов составят 354 000. Счёт–фактура будет автоматически (при закрытии 29-го счёта) сформирован на сумму в 354 000 с НДС в 54 000.

Сумму в 354 000 предстоит разделить между сотрудниками .

Способ 1 - согласно отработанным дням.

Способ 2 – некоторые ежедневно подсчитывают, какой сотрудник какие блюда брал и заносят в специальный документ для модуля Зарплата.

Подробности см. в модуле Зарплата.

В любом случае распределение суммы в 354 000 между сотрудниками происходит при расчёте зарплаты.

Дата размещения статьи: 23.06.2015

Многие казенные учреждения имеют в своей структуре ведомственные столовые для питания сотрудников. Реализация готовых блюд осуществляется за плату, при этом размер наценки незначителен. В статье рассмотрим учет готовых блюд и их реализацию работникам учреждения.

Поступление продуктов питания в столовую

Процессу приготовления готовых блюд предшествует закупка продуктов питания, которые подлежат учету на счете 105 02 “Продукты питания”. Выделим основные моменты, касающиеся поступления продуктов питания в столовую казенного учреждения.

Пунктом 102 Инструкции N 157н установлено, что материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости. В свою очередь, фактическая стоимость продуктов питания включает в себя:

– суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

– суммы, уплачиваемые организациям за информационные, консультационные, посреднические услуги, связанные с приобретением продуктов питания;

– суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку продуктов до места их использования, включая страхование доставки (вместе – расходы на доставку).

——————————–

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Следует обратить внимание, что если в сопроводительном документе поставщика указано несколько наименований товарных позиций (например, охлажденное мясо, колбаса, свежемороженая рыба), то расходы на их доставку (в рамках договора поставки) распределяются пропорционально стоимости каждого наименования продуктов питания в их общей стоимости.

Пример 1. Согласно договору поставки в столовую казенного учреждения поступили продукты питания на общую сумму 65 536 руб., из них:

– охлажденная говядина – 25 500 руб.;

– колбаса “Докторская” – 22 036 руб.;

– свежемороженая рыба минтай – 18 000 руб.

Расходы на доставку продуктов питания на склад составили 4096 руб.

Определим коэффициент для распределения стоимости расходов на доставку продуктов питания. Он составит 6,25% ((4096 руб. / 65 536 руб.) x 100%).

Таким образом, распределение стоимости расходов на доставку каждого вида продуктов питания будет следующим:

– охлажденная говядина – 1593,75 руб. (25 500 руб. x 6,25%);

– колбаса “Докторская” – 1377,25 руб. (22 036 руб. x 6,25%);

– свежемороженая рыба минтай – 1125 руб. (18 000 руб. x 6,25%).

105 Инструкции N 157н в их фактическую стоимость не включается сумма общехозяйственных и иных аналогичных расходов, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материальных запасов.

Формирование стоимости всех видов продуктов питания осуществляется с использованием счета 106 04 “Вложения в материальные запасы” (п. 133 Инструкции N 157н).

В случае если казенное учреждение не несет дополнительных расходов, связанных с приобретением продуктов питания, расходы на оплату их стоимости поставщику относятся сразу на счет 105 02 “Продукты питания”.

Рассмотрим на примерах принятие к учету продуктов питания посредством их приобретения:

– по безналичному расчету;

– за наличный расчет через подотчетных лиц.

Пример 2. В августе 2014 г. казенное учреждение приобрело продукты питания на сумму 350 000 руб.

Договором предусмотрена уплата аванса в размере 30% от суммы договора, что составляет 105 000 руб.

Сторонняя организация оказала услуги по доставке продуктов питания на сумму 2500 руб. Продукты получены на склад и приняты к учету.

Данные операции будут отражены в бухгалтерском учете учреждения следующим образом:

Наименование операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Перечислен аванс поставщику продуктов 1 206 34 560 1 304 05 340 105 000
Сформирована стоимость продуктов питания:
– из стоимости поступивших от поставщика продуктов; 1 106 34 340 1 302 34 730 350 000
– из стоимости оказанных транспортной организацией услуг 1 106 34 340 1 302 22 730 2500
Приняты к учету продукты питания по сформированной при их приобретении стоимости 1 105 32 340 1 106 34 340 352 500
Зачтен перечисленный ранее поставщику продуктов аванс 1 302 34 830 1 206 34 660 105 000
Оплачены услуги транспортной организации 1 302 22 830 1 304 05 222 2500
Произведен окончательный расчет с поставщиком за поставленные продукты питания 1 302 34 830 1 304 05 340 245 000

——————————–

конкретные размеры предварительной оплаты (в частности, 100, 60 и 30%) при заключении государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для получателей средств федерального бюджета регламентированы п. 22 Постановления Правительства РФ от 23.12.2013 N 1213.

Пример 3. Казенное учреждение выдало заведующему столовой под отчет денежные средства в сумме 11 000 руб.

на приобретение овощей (картофеля, моркови, лука). Им в установленные сроки представлен авансовый отчет с приложенными к нему кассовыми чеками на эту сумму.

Продукты получены на склад и приняты к учету.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:

операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Выданы завхозу под отчет денежные средства на приобретение овощей 1 208 34 560 1 201 34 610 11 000
Оприходованы овощи на основании авансового отчета завхоза 1 105 32 340 1 208 34 660 11 000

——————————–

Сроки выдачи денежных средств под отчет на приобретение овощей и представления авансового отчета отражаются в учетной политике учреждения.

Учет поступления продуктов питания в течение месяца ведется в накопительной ведомости по приходу продуктов питания (ф. 0504037). Записи в ведомости производятся на основании первичных документов в количественном и стоимостном выражении.

Накопительная ведомость составляется по каждому материально ответственному лицу с указанием поставщиков по наименованиям и (при необходимости) кодам продуктов питания. По окончании месяца в ведомости подводятся итоги.

Выдача продуктов питания для приготовления блюд

Продукты питания со склада (из кладовой) в производство (столовую) для организации питания сотрудников казенного учреждения выдаются на основании меню-требования на выдачу продуктов питания (ф. 0504202). Продукты питания списываются с учета бухгалтерской записью (п. 26 Инструкции N 162н):

Дебет счета 1 109 60 272 “Расходование материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг”

Кредит счета 1 105 32 440 “Уменьшение стоимости продуктов питания”.

——————————–

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Выбытие (отпуск) продуктов питания производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости.

Один из указанных способов применяется в течение финансового года непрерывно (п. 108 Инструкции N 157н).

При этом средняя фактическая стоимость определяется по каждой группе (виду) продуктов питания путем деления общей фактической стоимости группы (вида) на их количество.

Стоимость средств складывается из средней фактической стоимости (количества) остатка на начало месяца и стоимости поступивших материалов (продуктов питания) в течение текущего месяца на дату их выбытия (отпуска).

Установленный порядок определения стоимости продуктов питания при их выбытии в течение отчетного года для соответствующих групп (видов) средств не изменяется (п. 110 Инструкции N 157н).

Пример 4. В августе 2014 г. для обеспечения сотрудников питанием за счет средств федерального бюджета учреждение приобрело продукты питания на сумму 150 000 руб.

Данные продукты получены и оприходованы, а затем переданы на кухню столовой согласно меню-требованиям.

За месяц списаны продукты питания, израсходованные для приготовления блюд, на сумму 100 000 руб.

Эти операции будут отражены в бухгалтерском учете учреждения следующим образом:

Калькуляция продажной стоимости готового блюда

Источник: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/9776

Бухгалтерский учет в ресторанах

Введение

1.2 Аналитический и синтетический учет в ресторане

2. Налогообложение ресторанного бизнеса

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что бухучет в общепите осложнен тем, что включает в себя учет производства, реализации и организации потребления продукции общепита.

Калькулирование себестоимости продукции – является важнейшим аспектом учета на предприятиях общественного питания. Калькуляция – расчетная ведомость удельных затрат организации, т.е. затрат на единицу произведенной продукции общепита.

Расчет нормативной себестоимости продукции общественного питания, как правило, осуществляется в типовой калькуляционной карте (форма № ОП-1). На основании этой карты и сведений из отчета по продажам можно рассчитать стоимость проданных блюд.

Производственная себестоимость включает стоимость сырья и продуктов для производства, топлива для их доставки и переработки, расход энергии, износ основных фондов, а также затраты трудовых ресурсов.

Калькуляционная карточка составляется на каждое наименование готового блюда. Документ заполняется на основе специальной книги Сборник рецептур, в которых вы найдете большинство рецептов блюд и кулинарных изделий.

Данная книга разработана специально с целью организации нормирования затрат сырья на предприятиях общественного питания.

Особенностью при организации учета общепита является то, что немало рецептов вы не найдете в соответствующих сборниках. В этом случае предприятия вправе самостоятельно разрабатывать рецепты блюд в установленном порядке.

В самостоятельно созданной Книге Рецептур указываются: наименование продуктов, входящих в блюдо, нормы вложения продуктов массой брутто (вес необработанного сырья), нормы вложения продуктов массой нетто (вес сырья в готовом блюде), выход (масса) отдельных готовых компонентов и блюда в целом.

При калькулировании себестоимости, в первую очередь, необходимо разработать систему расчета себестоимости блюд, в которые включаются в качестве компонента овощи.

Дело в том, что отходы и потери при холодной обработке овощей изменяются в зависимости от сезона.

В приложении к сборникам рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания приводятся нормы отходов и потерь при холодной обработке, при очистке вареного картофеля, моркови, свеклы и т.п.

Особое внимание следует уделять обоснованности применяемых в организации норм расходов сырья на производство продукции и их выполнению.

С этой целью на предприятиях общественного питания разрабатываются, соответствующим образом оформленные технико-технологические карты.

Данный внутрифирменный документ должен составляться на каждое разработанное блюдо и включать следующую информацию: наименование изделия и область применения технико-технологической карты; перечень сырья, применяемого для изготовления блюда; требования к качеству сырья; нормы закладки сырья массой брутто и нетто, нормы выхода полуфабриката и готового изделия; описание технологического процесса приготовления; требования к оформлению, подаче, реализации и хранению; показатели пищевого состава и энергетической ценности.

Следует отметить, что нормы потерь при производстве блюд, рецептура которых разработана на предприятии, в обязательном порядке должны применяться по сборнику рецептур последнего года выпуска. Это позволит обеспечить достоверность норм закладки сырья, предотвратить завышение норм и как следствие, возможность хищения.

На предприятиях общественного питания необходимо вести отдельный учет товаров и сырья, используемого для производства собственной продукции.

А также организовать учет возвратных отходов – это остатки конкретных ресурсов, полученные из исходного сырья при производстве готовой продукции.

Используемые возвратные отходы – отходы, которые могут быть потреблены самим предприятием для изготовления продукции основного или вспомогательного производства.

Неиспользуемые возвратные отходы могут быть потреблены самим предприятием лишь в качестве материалов топлива либо на другие хозяйственные нужды, либо реализованы на сторону.

Применение Контрольно-кассовой техники обязательно, так как в кафе, ресторане или столовой клиентов обслуживают за наличные расчеты.

Одним из важнейших элементов бухгалтерского учета на предприятии является инвентаризация.

Инвентаризация проводится через сопоставление фактических остатков товаров или сырья на складах с остатками тех же позиций по данным бухгалтерского учета на момент проведения инвентаризации. В результате инвентаризации определяются товарные потери.

Товарные потери делятся на две категории: нормируемые – естественная убыль продуктов (товаров) в весе или объеме; ненормируемые – бой, лом, порча, хищение продуктов (товаров), которые являются следствием бесхозяйственности конкретных лиц, а также потери в результате стихийных бедствий и хищений неустановленными лицами. Именно недостачи в пределах естественной убыли списываются на издержки производства. Поэтому для того, чтобы не допускать излишних и нерациональных расходов, требуется обеспечение действенного и регулярного контроля над затратами.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение организации бухгалтерского учета и налогообложения на предприятиях общественного питания, в частности – ресторанов.

1. Бухгалтерский учет в ресторанах

1.1 Первичный учет в ресторанах

Все хозяйственные операции, проводимые рестораном, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичной учетной информацией, лежащей в основе ведения бухгалтерского учета, что и определено в ст. 9 Закона РФ “О бухгалтерском учете”.

При этом первичные учетные документы принимаются к учету, только если они составлены по форме, содержащейся в Альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, если соответствующая форма существует.

Письмом Роскомторга N 1-806/32-9 рекомендовано всем предприятиям общепита независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности руководствоваться единой нормативной и технологической документацией. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету операций в общественном питании утвержден Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132.

К нормативной документации относятся, помимо государственных, отраслевые стандарты и стандарты предприятий (СТП), а также сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, которые являются технологическими нормативами.

В настоящее время для выработки кулинарной продукции можно руководствоваться сборниками технологических нормативов, рецептур блюд диетического питания и рецептур блюд и кулинарных изделий национальных кухонь народов России и стандартами предприятий.

Кроме того, стандарты предприятий на продукцию и услуги могут разрабатываться непосредственно самим предприятием общественного питания и утверждаться его руководителем.

Порядок оформления первичными документами операций по учету движения и остатков сырья материалов и готовой продукции в ресторане представлен в таблице 2.

Таблица 2 Документальное оформление операций по учету движения и остатков сырья материалов и готовой продукции в ресторане

Рассматривая технологический процесс производства продукции в ресторане, в первую очередь необходимо определиться с тем, что организация такового возлагается на заведующего производством (шеф-повара). Именно он осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью предприятия общественного питания, и от его квалификации зависит стабильная работа ресторана.

Источник: http://MirZnanii.com/a/18493/bukhgalterskiy-uchet-v-restoranakh

Общественное питание: от документооборота до учета

На страницах нашего издания мы анализируем хозяйственную деятельность по разным направлениям: по операциям, по видам хозяйственной деятельности, по нормам закона, по видам налогов, по субъектам хозяйствования и т. д. Всех не перечислить.

Особое место в данном перечне занимает отраслевой учет, который периодически становится объектом нашего внимания, в первую очередь благодаря просьбам читателей. Сегодня тематический номер посвящен общественному питанию.

надеемся, что бухгалтеры, ведущие такие предприятия, найдут в нем много полезного.

Наталия ДЗЮБА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Свою актуальность тема учета в общественном питании, пожалуй, не утратит никогда. Многочисленности субъектов хозяйствования в этом бизнесе может позавидовать любая отрасль.

Поэтому мы, со своей стороны, просто не вправе обходить вниманием эту тему и периодически посвящаем ей полосы в своем издании, а то и целые номера.

К тому же деятельность в сфере ресторанного хозяйства со стороны законодательства «обслуживает» весьма внушительный пакет нормативных актов.

Такое внимание «от законодательства» обусловлено разными причинами: это и прямая связь общепитовского бизнеса с жизнью, здоровьем граждан; это и учетная специфичность - ведь здесь объединено производство с торговлей; это и особенный документооборот.

В любом случае бухгалтеру заведения общепита надо знать об этих нормативных актах, разбираться в них, а самые важные иметь под рукой.

В сегодняшнем номере мы постарались отобрать для вас наиболее важные нормативные документы, связанные с общепитом.

Кроме того, вкратце напомним нашу позицию по принципиальным организационным и учетным вопросам и дадим ссылки на номера газеты, где вы можете почитать подробнее.

Организация работы заведений ресторанного хозяйства

Во главу угла поставлены

Правила № 219 , которые регулируют организационные вопросы общепитовских заведений и представлены в сегодняшнем номере. В документе особое внимание уделено таким вопросам, как обустройство помещения , оборудования (в частности, измерительной техники), требования к персоналу .

Очень важно разобраться и в

классификации объектов ресторанного хозяйства (ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная, буфет, магазин кулинарных изделий, кафетерий, фабрики-кухни, фабрики-заготовительные). Анализ этой информации был проведен нами в статье «Организация работы заведений ресторанного хозяйства» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 51). Кроме того, в статье немалое внимание уделено видам и порядку получения разрешительных документов (СЭС, разрешение на размещение объектов торговли, разрешения от органов пожарного надзора).

Отдельно нужно напомнить о

лицензионных моментах . Осуществлениедеятельности в сфере ресторанного хозяйства не лицензируется . Однако если такое заведение планирует продавать алкогольные напитки и табачные изделия , то ему необходимо получить соответствующие лицензии на торговлю такими товарами (п. 1.4 Правил № 219 ).

Деятельность заведений общепита относится

к патентуемой . Это прямо указано в Законе о патентовании . Конечно же, и из этого правила есть исключения. О них вы можете прочесть в указанной статье, а также узнать о патентовании торговли на вынос. Остальные вопросы, связанные с патентованием, мы освещали в тематическом номере газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 86.

Клиенты кафе, ресторанов, столовых чаще всего обычные физлица, а значит, перечисленные заведения имеют дело с наличными расчетами. И тут самое время вспомнить про законодательство

об РРО (КУРО) . Эта зона для предприятия очень важна хотя бы потому, что достаточно штрафоопасна. Подробно об РРО (КУРО) вы сможете прочесть в тематических номерах газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 54 и 2008, № 33. А сейчас мы напомним вам о тех счастливцах, которые могут работать в сфере общепита без РРО (см. таблицу).

Кто может работать без РРО

Лица, которым разрешено работать Нормативный документ
без РРР, РК и КУРО
Частные предприниматели, уплачивающие фиксированный налог, не торгующие подакцизными товарами (кроме пива на разлив)
Частные предприниматели - единоналожники, не торгующие подакцизными товарами (кроме пива на разлив)
Лица, продающие блюда и безалкогольные напитки в столовых и буфетах общеобразовательных заведениях, ПТУ во время учебного процесса п. 11 ст. 9 Закона об РРО
без РРО, но с использованием РК и КУРО
Частные предприниматели, уплачивающие фиксированный налог, торгующие пивом в бутылках и жестяных банках при отсутствии в продаже других подакцизных товаров
Частные предприниматели - единоналожники, торгующие пивом в бутылках и жестяных банках при отсутствии в продаже других подакцизных товаров
Лица, осуществляющие розничную торговлю через средства передвижной торговли (автомагазины, авторазвозки, автоцистерны, цистерны, бочки, бидоны, низкотемпературные лотки-прилавки, разноски, столики)
Предприятия потребительской кооперации, торгующие на территории села, а также сельскохозяйственные товаропроизводители, которые используют продукцию собственного производства
Лица, которые продают блюда и безалкогольные напитки в буфетах высших учебных заведений, в столовых и буфетах УТОС и УТОГ
Лица, которые занимаются розничной торговлей и общественным питанием на территории закрытых военных гарнизонов и городков, а также воинских частей, расположенных в пределах сел
Лица, реализующие товары и занимающиеся общественным питанием на территории сел и поселков городского типа, которым согласноЗакону Украины «О статусе горных населенных пунктов в Украине» от 15.02.95 г. № 56/95-ВР предоставлен статус горных
Обратите внимание!!! Предприятия, работающие с КУРО на основании пп. 2, 5, 6 и 22 Перечня № 1336, превысив предельный размер годового объема продаж 200 тысяч гривень по субъекту в целом ,применяют РРО на общих основаниях (п. 2 постановления КМУ № 1336). Применять РРО на общих основаниях также будут лица, указанные в п. 4 Перечня № 1336, годовой объем расчетных операций которых превысит 75 тысяч гривень на точку продажи.

Ценообразование и документооборот в заведениях ресторанного хозяйства

При разработке

ассортимента своей продукции заведения общепита руководствуются сборниками рецептур , перечень которых приведен в приложении 2 Методрекомендаций № 157 (см. с. 13 текущего номера).

Ассортимент продукции утверждается руководителем предприятия, сегодня в

Правилах № 219 нет требования об обязательном согласовании ассортимента в СЭС. В то время как технологические карты на фирменные блюда должны быть согласованы в территориальной СЭС (п. 10 Порядка № 210 ).

После того как составлен ассортимент, предприятию ресторанного хозяйства следует разобраться с ценой на каждое блюдо, изделие, покупной товар.

Расчет цены продажи производится по всем реализуемым предприятием общепита блюдам, изделиям и покупным товарам.

Обратите внимание: в ресторанном хозяйстве себестоимость единицы выпускаемой продукции (как это, к примеру, предусмотрено в промышленности) не определяется.

Цены реализации изделий в ресторанном хозяйстве определяются

методом калькуляции. Расчет цены реализации изделия производится в калькуляционной карте , форма которой приведена в приложении 2 к Методическим рекомендациям № 157 . Калькуляционные карточки составляются как на продукцию собственного производства, так и на покупные товары. Пример с составлением калькуляционной карты приведен в вышеупомянутой статье.

Нюансы, связанные с ассортиментом продукции и калькулированием цены, описаны в статье «Ценообразование и документооборот в общепите» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 57). Кроме того, в ней уделено внимание и составлению

меню .

Согласно

п. 3.4 Правил № 219 в меню указываются перечень блюд, кулинарных, мучных кондитерских, булочных изделий и напитков собственного производства, выход и цена одной порции . Наличие меню обязательно во всех заведениях ресторанного хозяйства с любым методом обслуживания посетителей (при самообслуживании, обслуживании официантами и комбинированном обслуживании).

Обратите внимание, что

п. 3.9 Правил № 219 запрещает устанавливать минимум стоимости заказа и предлагать потребителю обязательный ассортимент продукции.

Первичные документы, которые имеют непосредственное отношение к технологическому процессу заведений ресторанного хозяйства, представлены в

Методрекомендациях № 157 . На практике могут использоваться не все формы, указанные в этих Методрекомендациях , поскольку технологический процесс каждого заведения ресторанного хозяйства индивидуально обособлен.

Документооборот

на предприятии ресторанного хозяйства с кратким описанием форм представим на схеме (в ней рядом с названием форм будут указаны ссылки на приложения к Методрекомендациям № 157 ).

Особенности учета в заведениях ресторанного хозяйства

Как мы уже говорили, особенности учета, присущие ресторанному бизнесу, обусловлены тем, что эта деятельность в себе объединяет и производство, и торговлю.

Это привело к тому, что на сегодняшний день существуют два принципиально разных учетных метода, которые сопровождают общепитовский учет с момента появления бухгалтерских стандартов, и до сих ситуация не разрешилась ни в чью пользу.

Порядок организации бухгалтерского учета в заведениях ресторанного хозяйства изложен в

Торговый метод.

Бухгалтерский учет в соответствии с данным методом ведется аналогично учету на предприятиях торговли, опираясь на положения Методрекомендаций № 157 . Однако заметим, что применение данного метода не согласуется с требованиями национальных стандартов бухгалтерского учета , а также с Инструкцией № 291 в части правил применения счетов23 «Производство» и 28 «Товары» .

Производственный метод.

Согласно этому методукалькулирование себестоимости готовой продукции производится как на производственных предприятиях* (см. п. 2.5 Методрекомендаций № 157 ). Данный метод базируется на использовании стандартных методов и приемов бухгалтерского учета, а именно: ведения учета запасов в соответствии с П(С)БУ 9 и расходов в соответствии с П(С)БУ 16.

Предприятия ресторанного хозяйства могут избрать либо торговый метод учета, либо производственный, указав его в приказе об учетной политике. И тот и другой одобрены компетентными органами, такими как Минфин и Минэкономики (см.

письмо № 741 и письмо № 21009 в перечне документов к статье).

При этом Минфин в

письме № 21009 рекомендовал в качестве базового метода бухгалтерского учета в заведениях ресторанного хозяйства применять производственный метод. В свою очередь, Минэкономики в письме № 741 в качестве базового указал торговый метод, а ведение бухгалтерского учета согласно производственному методу рекомендовал, в частности, для самостоятельных цехов по производству готовой продукции, полуфабрикатов и кулинарных изделий.

Основные принципы учета при торговом и производственном подходе представим на схеме.

На наш взгляд,

более прогрессивным является производственный метод , поскольку он не только соответствует требованиям национальных бухгалтерских стандартов , но и гарантирует наиболее верное отражение результатов деятельности. Но вследствие того, что производственный метод по сравнению с торговым является более трудоемким, большинство бухгалтеров отдают предпочтение торговому методу. Подробно оба метода организации учета в заведениях ресторанного хозяйства рассмотрены в статье «Особенности учета в заведениях ресторанного хозяйства»// «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 71.

Предприятие производит расходы на питание работников, по каким статьям списывать проводки?

Учет расходов на питание зависит от того, будет ли фирма организовывать собственное подразделение общественного питания, или будет покупать обеды для сотрудников у специализированных организаций. Налогообложение расходов на питание сотрудников определяется тем, предусмотрено ли это питание положениями трудового или коллективного договора. Для выбора наиболее оптимального варианта следует рассмотреть порядок налогообложения в каждой из ситуаций.

Питание сотрудников предусмотрено трудовым (коллективным) договором

Налог на прибыль

Пунктом 25 ст.270 НК РФ установлено, что к расходам, не учитываемым в целях обложения налогом на прибыль при определении налоговой базы, относятся расходы в виде компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами).

Кроме того, ст.255 НК РФ определено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В связи с вышеизложенным, уменьшать базу по налогу на прибыль расходы на питание будут только в том случае, если оплата питания предусмотрена в трудовом (коллективном) договоре.

Для отражения в налоговом учете операций, связанных с организацией питания работников в производственной компании или в компании, оказывающей услуги, выполняющей работы, необходимо обязательно учитывать раздельно стоимость бесплатного питания для производственного персонала и для специалистов административно-управленческого звена. Ведь стоимость питания относится на основании ст.255 НК РФ к расходам на оплату труда, а те в свою очередь можно отнести к прямым либо к косвенным расходам. Согласно ст.318 НК РФ расходы на оплату труда производственных рабочих формируют прямые расходы, часть которых в конце отчетного (налогового) периода согласно ст.319 НК РФ не списывается для определения налоговой базы в целях исчисления налога на прибыль, а относится к незавершенному производству. А расходы на оплату труда административно-управленческого аппарата - это косвенные расходы, которые к незавершенному производству не относятся и списываются для формирования базы по налогу на прибыль в полном объеме в конце отчетного (налогового) периода.

Единый социальный налог

В соответствии с п.1 ст.236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абз.2 и 3 пп.1 п.1 ст.235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Согласно п.3 ст.236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Таким образом, стоимость питания, которая по условию трудового договора, заключенного между администрацией и сотрудниками, оплачивается организацией, единым социальным налогом облагается в порядке, установленном п.1 ст.237 НК РФ, поскольку указанные расходы относятся к расходам на оплату труда, то есть к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.98 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» организация начисляет с сумм заработной платы (в том числе в виде предоставления бесплатного питания) работников взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (страховые взносы).

Кроме того, согласно п.2 ст.10 Федерального закона от 15.12.01 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и базой для начисления этих страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные гл.24 НК РФ. Тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приведены в ст.ст.22, 33 указанного Федерального закона.
На сумму начисленных взносов на обязательное пенсионное страхование уменьшается сумма ЕСН (сумма авансового платежа по ЕСН), подлежащая уплате в федеральный бюджет (производится налоговый вычет). При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму ЕСН (сумму авансового платежа по ЕСН), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период (п.2 ст.243 НК РФ).

Питание сотрудников не предусмотрено трудовым (коллективным) договором

Налог на прибыль

Как указывалось выше, пунктом 25 ст.270 НК РФ установлено, что к расходам, не учитываемым в целях обложения налогом на прибыль при определении налоговой базы, относятся расходы в виде бесплатно предоставляемого питания (за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в разд.5.2 "Расходы на оплату труда" и 5.6 "Расходы, не учитываемые для целей налогообложения" Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, выплаты социального характера в пользу работника не учитываются в целях налогообложения прибыли независимо от того, выплачиваются они в соответствии с распоряжением руководителя организации или согласно коллективному договору.

Единый социальный налог

Согласно п.3 ст.236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Поскольку бесплатные обеды предоставляются работникам по распоряжению руководителя, а не в соответствии с условиями трудовых договоров, то их стоимость не является объектом налогообложения по ЕСН.

Соответственно, со стоимости бесплатных обедов организация не исчисляет страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (п.2 ст.10 Федерального закона от 15.12.01 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Налог на доходы физических лиц

Во всех вышеназванных случаях на основании п.1 ст.210 НК РФ стоимость питания учитывается при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). При получении налогоплательщиком дохода от организаций в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст.40 НК РФ, с учетом НДС, акцизов и налога с продаж (п.1 ст.211 НК РФ).

На основании п.1 ст.226 НК РФ организация, от которой налогоплательщик получил доход, обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ. Организация обязана удержать начисленную сумму налога из доходов работника при их фактической выплате за счет любых денежных средств, выплачиваемых организацией работнику. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты (п.4 ст.226 НК РФ).

В рассматриваемом случае удержание начисленного НДФЛ отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" в корреспонденции с кредитом счета 68.

Налогообложение рассматриваемых доходов производится по налоговой ставке 13% (п.1 ст.224 НК РФ). Начисление сумм налога на доходы отражается в форме N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц", утвержденной Приказом МНС России от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц".

Следует отметить иной порядок обложения расходов на оплату питания налогом на доходы физических лиц и ЕСН в случае, если не представляется возможным определить количество потребленной пищи каждым работником (например, в случае, когда питание работников организовано в виде шведского стола).

Организация питания в виде шведского стола

В соответствии со ст.ст.210, 211, 237, п.4 ст.243 Налогового кодекса РФ, а также п.2 ст.10, п.3 ст.24 Федерального закона от 15.12.01 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2002) эти налоги (взносы) являются адресными налогами (взносами) вследствие того, что исчисляются отдельно в отношении доходов (выплат), полученных каждым конкретным работником организации. В данном же случае невозможно установить, какая именно сумма дохода (выплаты) была получена каждым лицом, бесплатно питающимся за счет средств организации. Поэтому оплату организацией стоимости бесплатно предоставляемых работникам обедов нельзя рассматривать как доходы этих работников. Кроме того, гл.23 и 24 НК РФ, а также Федеральный закон от 15.12.01 №167-ФЗ не предусматривают порядка, в котором определяется доход конкретного лица в подобных ситуациях.

Аналогичная точка зрения была изложена в п.8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.06.99 №42 применительно к исчислению подоходного налога.

Организация покупает обеды для сотрудников у специализированной организации

В случае, если обеспечение бесплатным питанием работников предусмотрено трудовым (коллективным) договором, то стоимость питания является частью оплаты их труда, производимой в натуральной форме, в бухгалтерском учете стоимость предоставленного бесплатного питания отражается в порядке, аналогичном начислению и выдаче заработной платы.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам) предназначен счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". По кредиту счета 70 отражаются суммы оплаты труда, причитающиеся работникам, в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников. По дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" отражаются выплаченные суммы оплаты труда, премий, пособий, пенсий и т.п., а также суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний. Аналитический учет по счету 70 ведется по каждому работнику.

В бухгалтерском учете сумма начисленного ЕСН является расходом по обычным видам деятельности (п.5 ПБУ 10/99). Начисление ЕСН отражается по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в корреспонденции с дебетом счетов учета производственных затрат.

Дебет Кредит
60 51
20 (23, 25, 26) 70
70 60
20 (23, 25, 26) 69
70 68

Иной порядок отражения в учете предусмотрен в случае, если оплата питания производится на основании Приказа руководителя и не предусмотрена трудовым (коллективным) договором.

В целях бухгалтерского учета расходы организации по предоставлению работникам бесплатного питания, не предусмотренного коллективным договором, являются внереализационными расходами согласно п.12 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.99 №33н.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета, указанные расходы в данном случае отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Учитывая, что согласно пп.2 п.1 ст.146 НК РФ операции по передаче на территории Российской Федерации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, признаются объектом обложения НДС, выделение этого налога для последующего зачета необходимо. Поэтому, несмотря на некоммерческий характер анализируемых операций, "входящий" НДС выделяется на счете 19 и в дальнейшем подлежит зачету из сумм налога, перечисляемых в бюджет.

Оплата услуг, оказанных организацией общественного питания по договору, отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 51 «Расчетные счета».

Расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль отчетного периода и исключаемые из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного периода, так и последующих отчетных периодов, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденным Приказом Минфина России от 19.11.02 №114н, признаются постоянной разницей (п.4 ПБУ 18/02).

Согласно п.6 ПБУ 18/02 постоянные разницы отчетного периода отражаются в бухгалтерском учете обособленно (в аналитическом учете соответствующего счета учета активов и обязательств, в оценке которых возникла постоянная разница), в данном случае в аналитическом учете по счету 91, субсчет 91-2.

Возникновение постоянной разницы приводит к образованию постоянного налогового обязательства, которым является сумма налога, увеличивающая налоговые платежи по налогу на прибыль в отчетном периоде (п.7 ПБУ 18/02).

Постоянное налоговое обязательство определяется как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату (24% согласно п.1 ст.284 НК РФ).

Согласно п.7 ПБУ 18/02 и Инструкции по применению Плана счетов постоянные налоговые обязательства отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» (например, субсчет 99-2 «Постоянное налоговое обязательство») в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Дебет Кредит
91-2 60
60 51
99-2 68
70 68

Компенсация стоимости питания работникам

Кроме вышеизложенного, рассмотрим случай, когда работникам просто компенсируется стоимость питания.

Для обобщения информации о всех видах расчетов с работниками организации, кроме расчетов по оплате труда и расчетов с подотчетными лицами, Планом счетов бухгалтерского учета предназначен счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Выплата из кассы компенсаций отражается по дебету счета 73 в корреспонденции со счетом 50 «Касса».

Для отражения внереализационных расходов Инструкцией по применению Плана счетов предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы».

Допустим, работникам ООО «Чайка» компенсируется стоимость обедов в размере 800 руб. в месяц. Бухгалтер организации сделает в учете следующие проводки.

Дебет Кредит
91-2 73
99-2 68
73 68
73 50

Столовая на балансе организации

Для обобщения информации о затратах состоящей на балансе организации столовой Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.00 №94н, предназначен счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции столовой, отражаются по дебету счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» в корреспонденции с кредитом счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др.

По кредиту счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством готовой продукции. Эти суммы списываются со счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» в дебет счетов учета готовой продукции, продаж и др.

По материалам: pravcons.ru