Православный приход храма святителя николая мирликийского города слюдянка. Сотворение неба — невидимого мира

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою

(Быт 1, 1-2).

Библейское учение о сотворении мира кратко называется Шестоднев . День означает сутки. В 1823 году англиканский священник Джордж Стэнли Фабер (1773-1854) выдвинул теорию «день — эпоха». Это мнение не имеет абсолютно никаких оснований. В еврейском языке для выражения слов неопределенный период времени или эпоха существует понятие олам . Слово йом в древнееврейском языке всегда означает день, сутки , но никогда не период времени . Отказ от буквального понимания дня сильно искажает библейское учение о сотворении мира. Если брать день как эпоху, то как определить вечер и утро ? Как к эпохе применить благословение седьмого дня и отдых в нем? Ведь Господь заповедал отдых в седьмой день седмицы — субботу, потому что Сам почил: и благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих (Быт 2, 3). Господь сотворил растения в третий день, а солнце, луну и другие светила — в четвертый. Если принять идею «день — эпоха», получается, что целую эпоху растения произрастали без солнечного света.

Святые отцы понимали день первой главы книги Бытия буквально. Святой Ириней Лионский : «Восстановляя в Себе этот день, Господь пришел на страдание в день накануне субботы — то есть в шестой день творения, в который и создан человек, чрез Свое страдание даруя ему новое создание, то есть (освобождение) от смерти». Святой Ефрем Сирин : «Никто не должен думать, что шестодневное творение есть иносказание». Святой Василий Великий : «И бысть вечер, и бысть утро, день един... определяет сим меру дня и ночи и совокупляет в одно суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь». Святой Иоанн Дамаскин : «От начала дня до начала другого дня — одни сутки, ибо Писание говорит: и был вечер, и было утро: день один ».

Как же тогда происходило чередование дня и ночи до сотворения светил, которые появляются в четвертый день? Святитель Василий Великий пишет: «Тогда не по солнечному движению, но по тому, что первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь» (Шестоднев. Беседа 2).

Книга Бытия начинается с описания величественных дел Божьих — создания мира в течение шести дней. Господь сотворил Вселенную с неисчислимыми светилами, землю с ее морями и горами, человека и весь животный и растительный мир. Библейское откровение о сотворении мира возвышается над всеми существующими космогониями других религий, как истина возвышается над любым мифом. Ни одна религия, ни одно философское учение не могли подняться до превосходящей разум идеи о творении из ничего: В начале сотворил Бог небо и землю .

Бог обладает самодостаточностью и абсолютной полнотой. Для Своего бытия Он ничего не требует и ни в чем не нуждается. Единственной причиной сотворения мира явилась совершенная Любовь Бога. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости» .

Первыми были созданы бесплотные духи — Ангелы . Хотя Священное Писание не содержит повествования о сотворении ангельского мира, нет никаких сомнений, что Ангелы по своей природе принадлежат к тварному миру. Это воззрение основано прежде всего на ясном библейском понимании Бога как всемогущего Творца, положившего начало всему существующему. Все имеет начало, только Бог безначален. Некоторые святые отцы видят указание на создание невидимого мира Ангелов в словах сотворил Бог небо (Быт 1, 1). В подтверждение этой мысли святитель Филарет (Дроздов) замечает, что, согласно библейскому повествованию, физическое небо было создано во второй и четвертый день.

Первозданная земля была неустроенна и пуста . Созданная из ничего материя сначала явилась неупорядоченной и покрытой тьмой. Тьма была неизбежным следствием отсутствия света, который не был сотворен как самостоятельная стихия. Далее бытописатель Моисей пишет, что Дух Божий носился над водою (Быт 1, 2). Здесь видится указание на творческое и оживотворяющее участие в творении третьего Лица Святой Троицы — Святого Духа. Предельно краткое и точное определение — всё от Отца через Сына в Духе Святом. Упомянутая в вышеприведенном стихе вода является важнейшей стихией, без которой невозможна жизнь. В святом Евангелии вода является символом животворящего и спасительного учения Иисуса Христа. В жизни Церкви вода имеет особое значение, будучи веществом Таинства крещения.

Первый день творения

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт 1, 3-5).

По Божественному повелению возник свет . Из дальнейших слов: и отделил Бог свет от тьмы мы видим , что Господь не уничтожил тьму, а лишь установил периодическую смену ее со светом для восстановления и сохранения сил человека и всякой твари. Эту премудрость Божию воспевает Псалмопевец: Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! (Пс 103, 20-24). Поэтическим выражением и был вечер, и было утро заканчивается описание творческих дел каждого из шести дней. Само слово день святые понимали буквально.

Свет был создан Божественным словом , обладающим всемогущей творческой силой: ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 9). Святые отцы видят здесь таинственное указание на второе Лицо Святой Троицы — Сына Божия Иисуса Христа, Которого апостол называет Словом и при этом говорит: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1, 3).

При описании первого дня первым поставлен вечер , а потом утро . По этой причине у евреев в библейские времена день начинался с вечера. Этот порядок сохранился в богослужении новозаветной Церкви.

Второй день творения

И создал Бог твердь... <...> и назвал... твердь небом (Быт 1, 7, 8) и поместил небо между водой, которая находилась на земле, и водой над землей.

Во второй день Бог создал физическое небо . Словом твердь передается слово еврейского подлинника, означающее распростертие , ибо древние евреи метафорически сравнивали небосвод с шатром: простираешь небеса, как шатер (Пс 103, 2).

При описании второго дня говорится и о воде, которая находится не только на земле, но и в атмосфере.

Третий день творения

И собрал Бог воды под небом в одно место и открыл сушу. И назвал сушу землей, а собрание вод назвал морями. И повелел Бог произрастить земле зелень, траву и деревья, приносящие плоды. И покрылась земля растительностью. Господь отделил воду от суши (см.: Быт 1, 9-13).

В третий день были созданы океаны, моря, озера и реки , а также материки и острова . Позже это вызвало восторг у Псалмопевца: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 7-9).

В этот же день Бог сотворил весь растительный мир . Это было принципиально новым: Бог положил начало органической жизни на земле.

Произвести растительный мир Творец повелел земле . Святитель Василий Великий говорит: «Тогдашний глагол и первое сие повеление сделались как бы естественным некоторым законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать и приносить плоды» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5).

В книге Бытия говорится, что земля произрастила зелень, траву и деревья, сеющие семя по роду их . Святые отцы этому придавали принципиальное значение, ибо оно указывает на постоянство всего сотворенного Богом: «Что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и доныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5). Как видим, третий день был посвящен устроению нашей планеты.

И увидел Бог, что это хорошо (Быт 1, 12). Бытописатель поэтическим языком выражает мысль, что Бог творит премудро и совершенно.

Четвертый день творения

И сказал Бог, чтобы появились светила на тверди небесной, для освящения земли и для отделения дня от ночи. По сотворенным светилам теперь будет вестись отсчет календаря и времени. И появились светила: солнце, луна и звезды (см.: Быт 1, 14-18).

В описании четвертого дня мы видим сотворение светил, их назначение и их отличия. Из текста Библии мы узнаём, что свет был сотворен во второй день до светил, чтобы, по объяснению святителя Василия Великого, неверующие не почитали солнце единственным источником света. Один Бог является Отцом светов (см.: Иак 1, 17).

Создание светил имело три цели: во-первых, освещать землю и все, что на ней; устанавливается различие между светилами дневными (солнце) и ночными (луна и звезды). Во-вторых, отделять день от ночи; различать четыре времени года , упорядочить время с помощью календаря и вести летоисчисление. В-третьих, служить для знамений последних времен; об этом говорится в Новом Завете: солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф 24, 29-30).

Пятый день творения

В пятый день Господь сотворил первых живых существ, живущих в воде и летающих в воздухе. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею. Так появились обитатели вод, появились водяные животные, насекомые, рептилии и рыбы, а по воздушному пространству полетели птицы (см.: Быт 1, 20-21).

В начале пятого дня Бог обращает Свое творческое слово к воде (да произведет вода ), тогда как в третий день — к земле. Слово вода берется в данном месте в более широком смысле, обозначая не только обычную воду, но и атмосферу, которая у священного писателя также называется водой.

В пятый день Бог создает более высокую по сравнению с растениями форму жизни. По Божьему повелению появились представители водной стихии (рыбы, киты, пресмыкающиеся, амфибии и другие обитатели вод), а также птицы, насекомые и все живущие в воздушном пространстве.

Творец создает первые существа каждого рода («по роду»). Он благословляет им плодиться и размножаться.

Шестой день творения

В шестой день творения Бог создал животных, живущих на земле, и человека, по образу и подобию Своему (см.: Быт 1, 24-31).

Описание шестого творческого дня пророк Моисей начинает теми же словами, что и предшествующие дни (третий и пятый): да произведет ... Бог повелевает земле создать всех животных земли (душу живую по роду ее ). Бог творил все в определенной последовательности возрастающего совершенства .

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни , и стал человек душою живою (см.: Быт 1, 26-28).

Последним, как венец творения, был создан человек . Он сотворен особым способом. Святые отцы прежде всего отмечают, что творению его предшествовал Божественный совет между всеми Лицами Пресвятой Троицы: сотворим человека . Человек выделен из всего тварного мира и тем, как его творит Господь. Хотя его телесный состав был взят из земли, Господь не повелевает земле произвести человека (как это было с другими тварями), а Сам творит его непосредственно. Псалмопевец говорит, обращаясь к Творцу: Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс 118, 73).

Бог сказал, что не хорошо человеку быть одному .

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2, 21-22).

Господь, конечно, мог сотворить не только одну супружескую чету, но несколько и произвести от них весь человеческий род, но Он хотел, чтобы все люди земли были едины во Адаме. Ведь даже Ева была взята от своего мужа. Апостол Павел говорит: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян 17, 26). И поэтому мы все являемся родственниками.

На заре человеческой истории Бог установил брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной. Он благословил его и скрепил самыми тесными узами: будут одна плоть (Быт 2, 24).

Создав человеческое тело, Бог вдунул в лице его дыхание жизни , и стал человек душею живою . Самая главная отличительная особенность человека состоит в том, что его душа богоподобна . Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт 1, 26). О том, что такое образ Божий в человеке , мы говорили ранее. Когда Бог сотворил человека, Он привел к нему всех животных и птиц, человек дал им всем имена. Наречение имен было знаком господства человека над всей тварью.

С сотворением человека заканчивается шестидневное творение мира. Бог сотворил мир совершенным . Рука Творца не внесла в него никакого зла. Это учение о первоначальной благости всего творения представляет собой возвышенную богословскую истину.

В конце времен будет восстановлено совершенство мира. По свидетельству тайнозрителя, святого апостола Иоанна Богослова, будет новое небо и новая земля (см.: Откр 21, 1).

Седьмой день

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт 2, 2).

Закончив творение мира, Бог почил от дел Своих. Бытописатель здесь употребляет метафору, ибо Бог не нуждается в отдыхе. Этим указывается тайна истинного покоя, который ожидает людей в вечной жизни. До наступления этого блаженного времени уже в земной жизни мы видим прообраз этого состояния — покой благословенного седьмого дня, который в Ветхом Завете был субботой , а для христиан является днем воскресным .

Урок 10. Учение об ангелах. АнгелХранитель человека, семьи, страны

Задачи:

· ребёнок узнает, что по православному вероучению, ангелы - духовные существа, сотворенные Богом прежде сотворения видимого мира, которые исполняют Божии повеления и возвещают людям Его волю;

· заинтересуется образом Ангела Хранителя, который, по православному вероучению, даётся и человеку, и городу, и государству для помощи в добрых делах;

· задумается о том, что человек, творящий зло, согласно православному вероучению, остаётся без защиты перед силами зла.

№ м-ф

Названия медиафайлов

Ангел Хранитель

«Ангел»

03/видео

Сотворение ангельского мира: 1 мин 06 с

04 видео

Ангел- вестник: 1 мин 22 с

Благовещение

Рождество Христово

07/ видео

Херувимы и Серафимы: 1 мин 36 с

Ангел Хранитель

09/видео

Падение Денницы: 1 мин 45 с

10 /видео

Ангел Хранитель: 1 мин

Святитель Василий Великий

Ангел Хранитель

Звёздное небо

Венчание

Макарий Египетский Великий

Явление Ангела пастухам

Рефлексия

Ребята, я всё смотрю на рисунок Святой Руси, который у нас получается, и не могу глаз оторвать! Как хорошо, что у Святой Руси так много тех, кто её оберегает. Это и Сам Господь Иисус Христос, и Богородица, и чудотворные иконы, и святые, и люди, хранящие веру Православную, и даже колокольный звон охраняет и оберегает Святую Русь!

· Ребята, как вы думаете, может ли у государства быть Ангел

Хранитель? (Предположения детей)

По православному вероучению, Ангел Хранитель даётся не только человеку, но и государству. Так при крещении Русь получила своего Ангела Хранителя.

На уроках мы уже не раз говорили об ангелах. Но что это за существа? Много ли их? Что делают? Как живут?

· Ребята, как бы вы изобразили ангела? (Прекрасный юноша, в белоснежной одежде, со светлым ясным лицом, с белыми крыльями…)

· А какие чувства вызывает у васимя - Ангел? (Радостные, светлые, нежные…)

· Что вы знаете Ангеле Хранителе? (Ответыдетей)

Сейчас вы, познакомившись с высказываниями людей об ангельском мире, заполните первую часть таблицы «Точка зрения»:

· Поставь плюс (+), если согласен с высказыванием или минус (-), если не согласен

№ пп

Высказывания людей

В начале урока

В конце урока

Ангелы сотворены одновременно с сотворением Земли

Живут на небе

Все ангелы равны

У ангелов нет имён

Ангелы были созданы со свободной волей (т.е могут выбирать между послушанием и противлением Богу, между добром и злом).

Ангелы, обладают даром слова, способностью мыслить

У нас с ангелами общая твердь

Ангелы являются людям с вестью отБога.

Сопровождают человека с момента рождения

10. А что думаешь ты об ангельском мире?

В начале урока:_________________________________________

_______________________________________________________

В конце урока: __________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

У подавляющего большинства людей это имя вызывает представление о чём-то необыкновенно-светлом, чистом, совершенном, святом, прекрасном, неземном, о чём-то таком, к чему невольно тянется душа. (м-ф 01. Ангел Хранитель. Икона).

Недаром, всё чистое, светлое, прекрасное, совершенное мы обозначаем именем ангела (м-ф 02. Ангел ). Про милых детей, с доверчивыми глазами и доброй улыбкой говорят: «как ангелы», «ангельские глаза», « ангельская улыбка». Видя необыкновенную красоту, человек так восклицает: «Ангельская красота!» Услышав необыкновенное, звонкое, нежное пение - «Ангельское пение!»

· А как скажут про семью, члены которой живут во взаимном согласии, взаимной любви, где всё проникнуто тихостью, кротостью, необыкновенным миром? (Живут, как ангелы).

Кроме нашего внутреннего чувства, об ангельском мире говорити Священное Писание.

Библия точно не говорит о времени сотворения ангелов, но там сказано, что когда сотворены были звёзды, а это какой день творения? (4-й), ангелы восхвалили Господа великим гласом . Эти слова показывают, что ангелы сотворены прежде видимого нами мира и человека (м-ф 03/видео. Сотворение ангельского мира: 1 мин 06 с).

По учению Святой Церкви, ангелы сотворены из ничего, внезапно увидев себя сотворёнными в чудном изяществе и блаженстве. Они сразу ощутили благодарность, благоговение и любовь к своему Творцу .

· Где находится ангельский мир?

Как мы помним, в начале Бог сотворил небо, т. е. ангельский мир и землю, т. е. первичную материю из которой впоследствии был сотворён наш видимый мир. Во второй день творения Господь создал твердь, т. е. некую перегородку, которая отделяет небо, т.е ангельский невидимый мир от земли, т. е. от нашего видимого мира. У нас с ангелами общая твердь - небо: ангелы наднебесные - над небом, а мы поднебесные -под небом. Небо второго дня(твердь) - это духовный горизонт, за которым иной мир.

Слово Ангел обозначает«посланник», «вестник» (м-ф 04/видео. Ангел-вестник: 1 мин 22 с ).

· Как вы думаете,Кто, куда и зачем посылает ангелов? (Ответы детей).

Ангелы - служители Божии, которых Господь посылает со Своими повелениями в разные части Вселенной.

Священное Писание рассказывает о множестве событий, когда Ангелы являлись людям с вестью отБога.

· Вы уже знакомы с двумя важнейшими событиями, о которыхлюдям возвестили Ангелы. Вспомнили? (Благовещение: м-ф 05, Рождество Христово: м-ф 06).

В ангельском мире царит порядок и дивная гармония. Ангелы различаются по чинам.

· Как вы понимаете слово «чин»? (Достоинство, звание, сан)

Высшие чины - это херувимы и серафимы, самые приближённые к Богу ангелы (м-ф 07/видео. Херувимы. Серафимы: 1 мин 36 с ) и низшие чины: наши ангелы - хранители (м-ф 08. Ангел Хранитель) , самые приближенные к человеку Ангелы.Низшие чины ангелов не завидуют высшим чинам.

Ангелы сотворены по образу и подобию Божию, как впоследствии сотворён был и человек .

· Что общего у нас с ангелами? (Предположения детей)

Люди, как и ангелы, обладают даром слова, способностью мыслить, любить, творить добро. Человек, как и ангелы, обладает свободой выбора, свободой последнего решения: быть с Богом или вне Бога.

Ангелы сокрыты от наших взоров, во-первых, потому что состояние человека после грехопадения сделало нас неспособными видеть Ангелов, а во-вторых, чтобы не устрашить, не смутить нас их явлением.

Но иногда ангелы всё же являлись людям воочию, чаще святым. Ангелы, как научает преподобный Макарий Египетский Великий (м-ф 15), суть тонкие тела и имеют вид наружного человека, т. е. все его члены . Такими описывают их и все святые, сподобившиеся видеть Ангелов и беседовать с ними. Священное Писание повсюду являвшихся Ангелов изображает в виде человеческом (м-ф 16. Явление ангела пастухам).

Рефлексия (см. урок 1)

«Всякая душа, оставшаяся (за коснение во зле) без защиты Ангела хранителя, предается на разграбление врагам и на попрание». Творение иже во святых отца нашего Василия Великого Архиепископа Кесарии Каппадокийския . 4 изд. Сергиев Посад 1900г. с. 16

Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий

Ветхий Завет
"В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1, 1).

Сотворение неба - невидимого мира

В начале, прежде всего видимого мира и человека, Бог из ничего сотворил небо , то есть духовный, невидимый мир или ангелов .

Ангелы - это бестелесные и бессмертные духи , одаренные умом, волею и могуществом. Бог сотворил их бесчисленное множество. Они различаются между собою по степени совершенства и по роду своего служения и разделяются на несколько чинов. Высшие из них называются серафимами, херувимами и архангелами.

Все ангелы были сотворены добрыми, чтобы они любили Бога и друг друга и от этой жизни в любви имели постоянную великую радость. Но, Бог не желал насильно заставить любить, поэтому Он предоставил ангелам свободно выбирать - желают ли они сами любить Его - жить в Боге, или нет.

Один, самый высший и могущественный ангел, по имени Денница, возгордился своим могуществом и силою, не захотел любить Бога и исполнять волю Божию, а захотел сам стать, как Бог. Он начал клеветать на Бога, всему противиться и все отрицать, и стал темным, злым духом - диаволом, сатаною. Слово "диавол" значить "клеветник", а слово "сатана" значит "противник" Бога и всего доброго. Этот злой дух соблазнил и увлек за собою много и других ангелов, которые также стали злыми духами и называются бесами .

Тогда выступил против Сатаны один из высших ангелов Божиих, архангел Михаил, и сказал: "кто равен Богу? Никто, как Бог!" И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против Сатаны, а Сатана и бесы его воевали против них.

Но не могла злая сила устоять против ангелов Божиих, и упал Сатана, вместе с бесами, как молния, вниз - в преисподнюю, в ад . "Ад", или "преисподняя", называется место вдали от Бога, где и пребывают теперь злые духи. Там они мучаются в своей злобе, видя свое бессилие перед Богом. Все они, по своей нераскаянности, так утвердились в зле, что уже не могут быть добрыми. Они стараются коварством и хитростью соблазнить каждого человека, внушая ему ложные мысли и злые желания, чтобы погубить.

Так возникло зло в Божием творении. Злом называется все, что делается против Бога, все, что нарушает волю Божию.

А все оставшиеся верными Богу ангелы с тех пор в непрестанной любви и радости живут с Богом, исполняя всегда волю Божию. И теперь так утвердились в добре и любви Божией, что уже никогда не могут творить зла - не могут грешить, потому и называются святыми ангелами . Слово "ангел" означает по-русски "вестник". Бог посылает их возвещать людям Свою волю, для этого ангелы принимают на себя видимый, человеческий образ.

Каждому христианину Бог дает при крещении ангела-хранителя , который невидимо охраняет человека во всю его земную жизнь, не оставляет его душу и по смерти.

Урок_ Сотворение мира видимого и невидимого

Записать в тетрадь: Сотворение невидимого мира → на доске

Слайд 1. Открыть и прочитать → Библия. Ветхий Завет. Книга Бытия (1:1) В начале сотворил Бог небо и землю Записать в тетрадь

Слайд 2. Все, что мы видим, сотворено Богом.

Но еще прежде чем сотворить этот видимый мир, Господь сотворил мир невидимый . Под « небом » мы понимаем здесь духовный , невидимый мир или ангелов Слайд 3.

Слово «ангел» значит «вестник». Ангелов Бог посылает людям, чтобы открывать им Свою волю. Ангелы невидимы, потому что у них нет тела. Они бестелесные духи. Но иногда, когда Бог хочет, ангелы являются людям в образе человека. Слайд 4. Ангелов на иконах изображают с крыльями в знак того, что они с радостью и быстро исполняют волю Божию. Бог сотворил очень много ангелов, и все они были добрыми: они любили Бога и слушались Его.

Слайд 5. Но один из ангелов по имени Денница возгордился и захотел сам стать как Бог и никого не слушаться. Некоторые ангелы взяли с него пример и тоже перестали слушаться Господа. Тогда добрые ангелы вступили в борьбу со злыми, победили их и прогнали. С тех пор ангельский мир разделен: добрые ангелы остались с Богом, служат Ему, восхваляют Его и помогают людям делать добро.

Слайд 6. Каждому человеку Бог дает ангела-хранителя. Ангел-хранитель любит нас, дает нам добрые мысли и желания, помогает нам своей молитвой удерживаться от злого и радуется, когда мы его не делаем, помогает нам в добрых делах и охраняет нас от бед.

Ангел-хранитель всегда молится вместе с нами. Он наш самый близкий и верный друг. Надо всегда молиться своему ангелу-хранителю. Слайд 7. Читать молитву по Слайду

Слайд 8. Другая короткая молитва ангелу-хранителю: Святый Ангеле-Хранителю, моли Бога о мне! Записать молитву в тетр.

Злые ангелы находятся вдали от Бога и стараются противодействовать Ему и сеять всюду зло. Их не называют ангелами, а бесами , а первого ангела, который восстал против Бога – диаволом или сатаною .

Выполнение Заданий в рабочей тетради_ Урок 1. (см. Материал д/учителя)

Сотворение мира видимого

После сотворения неба – невидимого, ангельского мира – Бог сотворил Своим Словом землю , то есть видимый мир .

Нужно помнить, что Бог не так творит вещи как мы, люди, их делаем. Нам, чтобы сделать какую-нибудь вещь, нужно иметь материал, мы должны стараться, трудиться, а когда сделаем вещь, часто о ней больше не думаем, не заботимся. Но Бог сотворил все из ничего, одним словом Своим, и все время помнит о всяком Своем творении: любит и заботится о нем.

Бог сотворил мир Своим словом, но не сразу, а постепенно, как говорят – в шесть дней творения. Нужно помнить, что шесть дней творения не были обыкновенными днями, а может быть по многу тысяч лет каждый, потому что у Бога тысяча лет, как один день, и один день как тысяча лет.

Выполнение заданий в рабочей тетради (Урок 2, стр. 1)

Слайд 10. Бытие 1:2 «Земля же была безвидна и пуста»

Слайд 11. Бытие 1:3 «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет»

Выполнение заданий в рабочей тетради (Урок 2, стр. 2)

Записать в тетрадь: Рай – в прекрасный сад Эдем – Царство Божие .

Адам – красная земля (Бог сотворил человека из земли).

Ева – жизнь (Быт 3:20)

Все, что Бог сотворил, было очень хорошо: не было ничего плохого – ни несчастья, ни болезни, ни смерти. Эта счастливая жизнь в раю изображается в церкви во время богослужения, когда в самом начале всенощной, Царские Врата открыты, священник кадит весь храм, а певчие поют псалом, в котором говорится о том, как прекрасно Бог сотворил мир. Давайте послушаем (01.19)

В творении мира Господь показал Свою славу и Свою крепость, и ангелы все время славят Его. Был однажды такой случай. Слайд 13. В городе Царьграде (Константинополе) было землетрясение, которое долго не прекращалось. Люди покинули свои дома, жили на улицах и в полях. Все в страхе и трепете молились Богу. И вот, во время молебна вдруг поднялся сильный ветер. Одного мальчика подняло на воздух и потом без вреда опустило на землю. Он рассказал, что во время полета слышал пение ангелов, хваливших Бога: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный!» Люди запели ту же молитву, только прибавили слова: «помилуй нас», и землетрясение кончилось.

С тех пор мы читаем и поем эту молитву: Слайд 14.

Святый Боже! Святый Крепкий! Святый Бессмертный!» Помилуй нас. Записать в тетрадь

Эту молитву, которая пришла к нам от ангелов, мы называем Ангельской песнью Пресвятой Троице, или «Трисвятое». Послушать (01.30)

Мы называем Бога Святым, потому что в Нем нет никакого греха. Мы называем Его Крепким, потому что Он всемогущ. Мы называем Его Безсмертным, потому что Он вечен.