Колонны и крыша в символике масонов. Наиболее известные масоны. Терем на Мойке

Ученый так говорит об особом феномене петербургской русской культуры: «Выделение петербургской русской культуры в самостоятельное явление имеет под собой основание, обусловленное, в первую очередь, концентрацией здесь во второй половине XVIII, в XIX и в начале XX века интеллектуальных сил страны. Поэтому здесь, в Петербурге, посуществу, сконцентрировались именно все лучшие стороны русской культуры.

Петербург характеризует не просто близость и схожесть с Европой, как это часто трактуют, а именно концентрация особенностей русской культуры. Эта концентрация сделала наш город одним из самых русских среди русских городов. Он самый русский среди русских, и самый европейский среди европейских городов!».

Санкт-Петербург - самый мистический и самый масонский город. Город традиций и консерватизма, которые он поразительным образом соединяет с реформами и революциями. Город возрождения античной культуры, в которой зрели и зреют восстания и заговоры.

Искусство XVIII века пронизано идеями масонства. Зодчий не может не быть масоном. В переводе с греческого языка архитектор - главный строитель. Действительно, из всех художественных профессий это единственная как бы стопроцентно «масонская», ибо призвана воплотить в зримых формах идеи «вольных каменщиков». Их планы постройки символического Храма истины и любви становятся конкретными архитектурными замыслами. Возводимые ими соборы были не просто памятниками архитектуры. Это были символы Бога, Истины, Мироздания, открывающие для посвященных глубинные тайны бытия. И чтобы возводить их, эти масоны должны были обладать знаниями, позволяющими проникнуть в тайну Божественного замысла и надмирной гармонии. Наука о строительстве, архитектуре, геометрии виделась им как совокупность сакральных, эзотерических знаний, черпаемых сначала из Библии, а позже - из проникающих в Европу учений Востока, античности, Древнего Египта и прочих таинственных источников. На свою деятельность в человеческих пределах эти каменщики смотрели как на отражение того, что сам Бог, Творец, Великий Архитектор Вселенной осуществлял в космических масштабах - они создавали порядок из хаоса. Но между таким практическим, как его называют, масонством и его современными формами существует как прямая связь, так и кардинальные различия.. Другими словами, архитекторы понимали масонство в прямом смысле - не как отвлеченную нравственную цель, но как каждодневный труд «и для души, и для денег». Красноречивый пример - английский архитектор Кристофер Рен. Он был известным английским зодчим, перестроившим Лондон после Великого пожара 1666 года. Им же возведён собор святого Павла - главнейший протестантский (англиканский) собор в те годы.

Среди русских архитекторов, чьи работы являются частью Санкт-Петербурга, возможно, тоже были последователи масонского учения, которое впоследствии и было отражено в их творениях.

Табл. 1. Масонские символы в архитектуре Санкт-Петербурга второй половины XVII-начала XIX вв

Архитектурное

сооружение

Масонский символ

Возможная расшифровка

1. Казанский собор

Лучезарная дельта на фронтоне

Это масонский символ, так как архитектор собора - А. Воронихин - состоял в масонской ложе «Трех добродетелей», а потом вступил в ложу «Скромность». Значение: ниспослание божественного благодарения на Россию, хранительницу истинной церкви.

2. Академия Художеств

Циркуль с угольником на фризе здания

«Засилье» масонской философии, проникавшей в умы молодых художников, архитекторов, скульпторов, способствовало использованию их символике при оформлении экстерьера здания. Баженов, будущий масон, был воспитан в её стенах двумя создателями проекта этого здания - А.Ф. Кокориновым и Ж.Б. Валлен-Деламотом. Может быть, они тоже были подвержены влиянию масонской символики, поэтому и знаки «вольных каменщиков» до сих пор тянутся по фризу Академии Художеств.

3. Новая Голландия

Форма острова по периметру напоминает Лучезарную дельту

Масонский знак - символ благодати, так как изначально остров был задуман, как место отдыха Петра I от государственных дел.

4. Финская церковь Святой Марии, церковь, Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры, Церковь Святой Екатерины

Чесменская Лучезарная Дельта на фронтоне

Знак является частью общехристианской символики. Трактуется как Всевидящее Око - символ триединства Бога.

5. Церковь Макария Египетского при Горном институте

Лучезарная Дельта на фасаде здания

Масонский символ, так как архитектор А.Воронихин принадлежал к масонам, а также Горный институт являлся оплотом масонства в годы екатерининского правления (изучение горных пород связано с первоначальным смыслом масонской организации - вольные каменщики).

С точки зрения классификации Ч. Пирса масонскую символику надо отнести к условным знакам. Рассмотрев несколько символов, чаще всего встречающихся на фасадах петербургских зданий, можно убедиться в том, что их внешнее содержание не соотносится с идеологической целью: циркуль не похож на человеческую природу, как и треугольник не являет собой Бога.

С точки зрения системы знаков В.Н. Агеева, масонские символы представляют собой образные знаки. Это понятие связано с понятием символа. В науке это слово является полным синонимом слова «знак», но в искусстве, в религии символ понимается как некий образ, представленный знаком, и одновременно, как знак, за которым скрываются неисчерпаемые свойства знака.

Масонство - это многогранный пласт символики и представлений о развитии Вселенной, заимствованный у разных народов и цивилизаций. Масонский Петербург стал сосредоточием русского типа масонства, которое в значительной мере повлияло на развитие искусства в России второй половины восемнадцатого века и начала девятнадцатого. «Человек должен иметь право менять свои убеждения по серьезным причинам нравственного порядка. Если он меняет убеждения по соображениям выгодности,- это высшая безнравственность» - говорил Д.С. Лихачев. Именно это высказывание ученого, подтверждающее стойкость идей человека, верного каким-либо принципам и нравственно-этическим, позволяет сказать о том, что влияние масонов на петербургскую архитектуру велико. Все здания, на которых были найдены возможные масонские знаки, являются главнейшими достопримечательностями Петербурга.

Рассмотрев несколько архитектурных сооружений города через призму символики «вольных каменщиков», можно убедиться в том, насколько сегодняшние представления людей разительно отличаются от мировоззрения архитекторов той эпохи. Для них (последних) важнейшим из отображений философии масонства было вкрапление ее символов в декор здания так, чтобы лишь самый внимательный глаз смог их заметить. Такая деликатность художников достойна уважения, ведь только избранный (тот, кто является адептом этих идей) сможет разглядеть их через целостность и единство фасада того или иного сооружения.



По всему миру часто встречаются масонские символы. Что означают масонские знаки? Для чего и зачем распространяется масонская символика?

Глаз в треугольнике (пирамиде) или всевидящее око – самый известный масонский символ, который окружает нас отовсюду. В 2003 году в Украине в обращение вошла новая банкнота номиналом в 500 гривен. На купюре много разной символики, но больше всего привлекает внимание не портрет Григория Сковороды, а вписанный в треугольник глаз на обратной стороне купюры. Точно такой же символ можно увидеть на одном долларе США, на внутренних частях дверей у многих православных храмов, на монументах, достопримечательностях архитектуры, стенах домов, в кино и мультфильмах.

Время от времени с этим символом сталкивается каждый человек, однако не все знают, что всевидящее око – это главный знак всемирной тайной организации масонов.

Цель масонов


Масонство – это тайное общество людей, которые занимают высокое социальное положение и стремятся внедрить в мире свои правила и изменить общество в соответствии с собственными представлениями. Масоны возникли в 16 веке из ордена Тамплиеров, после того, как их за неповиновение отлучили от церкви. Начиная с 1870 года, когда стал во главе масонства Адольф Кремьё, они начали вести новую политику за свое господство. Была разработана специальная программа. В один из пунктов этой программы входила Первая мировая война и ликвидация империи, потом Вторая мировая война и Третья мировая, которую ожидаем в ближайшем будущем.

Исследователь масонства, профессор истории Николай Сенченко, утверждает, что почти в каждой стране мира существует масонская ложа, в которую могут войти лишь наилучшие, самые богатые и самые влиятельные представители нации. Объединившись, они пытаются влиять на события в своей стране и во всем мире.

Главная цель деятельности масонов – изменить мир к лучшему, то есть сделать его совершеннее, чтобы каждый, кто живет на планете, мог чувствовать себя счастливым. Для этого должно измениться все общество вообще и каждый отдельный человек.

Масоны долго пытались понять, как именно могут повлиять на мир, пока не пришли к выводу, что силой изменить общество или заставить людей вести себя иначе можно лишь повлияв на сознание каждого отдельного индивида, то есть заставить людей мыслить иначе, руководствуясь другими ценностями. По мнению многих психологов, полностью изменить общественные ориентиры можно лишь с помощью постепенного перевоспитания. Однако этот способ слишком растянут во времени, ведь должно смениться несколько поколений людей, пока заложенные в первое поколение ценности не станут абсолютной нормой общественной жизни. Так, например, было во время перехода от родового к первобытно-общинному строю в конце каменного века. Масоны якобы выдумали более быстрый способ и стали влиять на мысли и желания людей через символы.

Фотографии масонских символов на памятниках архитектуры


Вот эти символы, которые остались с тех времен, когда первые масоны занимались строительством храмов: молот, кельма, наугольник и циркуль, и самый распространенный – глаз в треугольнике (пирамиде) или всевидящее око.


Все фотографии кликабельны


Схема, по которой существуют все масонские организации – это порядок и постоянный контроль. Глаз в треугольнике есть на фронтоне Казанского собора в Санкт-Петербурге. Глаз в пирамиде есть и над иконой Божьей Матери Исаакиевского собора. Точно такой же знак прямо посреди обелиска погибшим во время Первой мировой войны в Москве.


На эмблемах американских правоохранителей, независимо от штата и чина, вот этот знак – угольник и циркуль – символ перепланировки мира.


В латвийской столице Риге на зданиях 17 века целый ряд масонских символов.

А это уже Украина. Один из домов на улице Княжеской в Одессе. На фасаде знак угольник и циркуль, а под ним другой масонский символ – молот.


Молот – масонский символ, который означает мощь и силу ордена. На памятнике погибшим казакам в Полтаве, сверху на кресте всевидящий глаз. Над центральным входом храма Преображения Господня в Киеве изображен глаз в треугольнике (см. Фото ниже). Все эти объекты не имеют между собой практически ничего общего, кроме масонских символов.


Этот перечень, представленный в статье – капля в море, притом, что останавливаться на архитектуре масоны не собираются.

Современный кинематограф переполнен масонскими символами. Вот лишь некоторые фильмы, где они встречаются: «Лара Крофт: Расхитительница гробниц», «Банды Нью-Йорка», «Помутнение», «Лига выдающихся джентльменов». Даже в мультфильмах встречаются масонские символы: «Корпорация монстров», «Утиные истории», «Симпсоны» и много других.

Как утверждают исследователи, масоны стремятся вселить в людей мысль, что они неотъемлемый атрибут жизни во всех его проявлениях. Якобы когда эта мысль крепко укоренится в сознании всех землян, то их будут воспринимать как воздух или воду, и масоны могут взять руководство планетой в свои руки.

Влияние масонских символов на человека


В 1957 году американский исследователь Джеймс Вайкери выдвинул теорию, по которой человеческое подсознание вбирает в себя не только то, что мы хотим, но и ту информацию, которая каким-то образом прошла мимо нашего внимания. Она крепко закрепляется в подкорке головного мозга и корректирует желание и поведение человека. Наше бессознательное оперирует языком символов. Существуют символы, которые вызывают у человека положительные или отрицательные эмоции, мысли и чувства, а есть символы, которые действуют просто разрушительно. Когда мы повторяем какую-нибудь информацию несколько раз, то первая единица сознания “скатывается” в наше бессознательное и там становится нашим чувством. Якобы именно с этой целью масоны наполняют мир своей символикой.

По мнениям магов и экстрасенсов, кроме психологического эффекта масонские символы также влияют и на энергетику человека. Некоторые из колдунов используют в магических ритуалах масонскую символику и утверждают, что энергетика, которую эти знаки излучают, скрывает некоторую опасность. Энергия символа влияет на биоинформационное поле каждого человека, закладывая в него программу, которая должна включиться в определен определенный момент и побуждать человека к определенным поступкам. Однако определить эту программу, также как и время, когда она включится, маги не могут, потому просто советуют относиться осторожнее к тому, о чем мы, обычные люди, ничего не знаем.

Все понемногу и по чуть-чуть знают о тайной масонской всемирной организации. Истоки масонства можно найти еще в XVI веке. Символы масонства обозначают инструменты каменщика. Члены общества так и называют себя "вольными каменщиками". В масонские ложи входили многие известные люди. Интересно проследить, где же в Москве оставлены тайные знаки на фасадах или в интерьере домов. Знаки масонов:. циркуль, молоток, топорик, линейка, отвес, пяти- и шестиконечная звезды, треугольник со всевидящим оком

На барельефе дома №11 в Гагаринском переулке отчетливо можно разглядеть ряд символов, присущих тайной ложе - стандартный для масонской символики – угольник, топорик и лопатка.

Треугольник с всевидящим глазом Ящера в Георгиевском зале Кремля

Музей Пушкина((ул. Пречистенка, 12/2). Хорошо можно разглядеть три окружности, как сбоку на здании, так и над центральным входом. В центре находится изображение Диониса. Это - символ триединства, также принятый в ложе масонов.

Донской монастырь (Шаболовка). На кладбище при монастыре можно найти знаменитые надгробия масонов конца 18-19 . Памятник обычно изображает дерево с обрубленными ветками или пень. Может быть и стилизованный крест, напоминающий такое дерево.

Усадьба Царицыно. Архитектор Баженов, состоявший в масонской ложе, оставил на своем творении множество загадочных знаков, которые можно отнести к обозначению владений одного из вольных каменщиков)) В Европе была всего одна масонская ложа, принимавшая и дам в свои члены. Символом этой ложи был лежащий мопс. Дизайн Виноградных ворот в поместье Царицыно раньше мог похвастаться керамическими фигурами этих прелестных животных, но их, к сожалению, уже нет. Но, вот, виньетку, изображающую циркуль с виноградной лозой, еще можно увидеть. В Царицыно вообще масса таких находок.

Это фрагмент памятника погибшим в 1-ю Мировую на территории старого братского кладбища на Соколе.

Неожиданно: очень четкий масонский символ на институте Склифоссовского

Церковь «Всех скорбящих радость» (Большая Ордынка,д. 20). В наличии и шестиугольные звезды, и ангелы с" нетакими" лицами, колонны Иерусалима при входе и даже балдахин, символизирующий ложу Великого Мастера, на месте иконостаса. Эта церковь - творение того же архитектора В. Баженова.

Меншикова башня на Чистых прудах. Во время ходе реставрации почти все знаки масонов были уничтожены. Только на входе сохранились две колонны Иерусалима и очень странные ангелы, держащие книгу.

Английский клуб (Тверская, 21). Сейчас здесь находится Музей Революции, но изначально это здание принадлежало некоему Хераскову – известному деятелю масонской ложи 18-го века. Здесь проводились заседания, а архитектура просто пропитана духом масонов. На фасадах можно увидеть и уже знакомые символы триединства и молчащих львов, символизирующих закрытость и тайну посвященных в членство.

Дом Юшкова (Мясницкая,д. 21), архитектором которого стал опять Баженов. Здание наполнено соответствующей символикой, сам дом напоминает формой Рог изобилия – тоже один из значимых масонских символов.

Собор Василия Блаженного. Красная площадь. Убранство храма внутри наполнено масонской символикой- шестиконечными звездами.

Московский Университет на Моховой. Можно заметить множество шестилучевых звезд на фасаде.

В заключение этой неполностью раскрытой темы: каждый москвич и даже не очень москвич может, не зная того, быть обладателем знака масонов. Поройтесь по закромам, может, и найдете, вот, это:

Обратите внимание на нижнюю часть рисунка слева. Это не что иное, как знак вольных каменщиков со всевидящим оком в расходящихся лучах. Живы курилки)))

И в конце занимательные штучки для общего развития.

Старший брат следит за нами)))

Масонские символы в архитектуре Москвы,ч.2

Масонские символы отражают в основном строительную тематику: угольник, молоток, топорик. Кроме этого, масоны собрали и более древние знаки, такие как шестиконечная и пятиконечная звезды, всевидящее око, наделив их своими тайными смыслами.
Архитекторы оставляли эти тайные знаки на зданиях, порой ничего не подозревающих владельцев, таким образом, передавая сообщения для других масонов. Поэтому, увидев на здании что-то напоминающее масонскую символику, надо изучать, кто был архитектором, а кто владельцем этого дома.

Итак, основные масонские символы и их значение:

Лучезарная дельта - один из самых древних символов, в христианстве знак «всевидящее око». Этот символ появляется на изображениях еще со времен Древнего Египта. У масонов знак напоминает о всепроникающем божественном взгляде, о присутствии Великого архитектора вселенной (Бога) во всех деяниях масонов
Две колонны (Яхин и Боаз) - «утверженный силой» и «утвержденный богом». Два медных или латунных столба, которые стояли в храме Соломона в Иерусалиме
Три кольца - триединство религий (иудаизм, христианство, античность)
Круг - символ вечности
Раковина и жемчужины - символы саморазвития, каждый человек как песчинка должен вырастить из себя жемчужину;
Фартук вольного каменщика - атрибут принадлежности к масонству
Линейка и отвес - равенство сословий
Циркуль - символ общественности
Дикий камень - грубая нравственность, хаос
Ветвь акации - бессмертие
Гроб, череп, кости - презрение к смерти, печаль об исчезновении истины
Мечь -карающий закон
Саламандра - древний алхимический символ
Химеры - несбыточная мечта, к которой нужно стремиться

Масонство всегда было тесно связано с архитектурой. Не случайно члены ложи называли Бога Великим зодчим или Архитектором вселенной, а среди основных символов были циркуль, мастерок и отвес. Сам по себе процесс строительства здания мог отсылать к созданию нового, более совершенного общества. Во многом поэтому тайное общество открывало миру свою философию в основном через архитектуру.Безусловно, причисление того или иного архитектурного элемента к масонской символике сразу вызывает вопросы — в этом можно увидеть паранойю или уверенность в существовании мировой закулисы. Однако масонство может стать возможностью и просто еще раз открыть для себя знакомый город как место, полное старинных загадок и тайных обществ.

Архитектор В.И. Баженов, строивший дворец в Царицыно и ещё многие здания в Москве, тоже был масоном. Как изветно, Екатерина II не приняла этот дворец, велела его разобрать и отстранила Баженова от строительства.

Дворец в Царицыно, построенный Баженовым и его учеником Матвеем Казаковым нередко называют «архитектурным справочником» масонской символики.Можно увидеть похожие на различные циркули, звезды или лестницы элементы декора на фасадах зданий, но они не имеют четкой выраженности и толковать их можно по-разному… Екатерина II высказала несколько пожеланий: чтобы постройка была в «мавританском» или «готическом вкусе».Зодчий учёл пожелания императрицы, но не пошёл у них на поводу.Конечно,следует иметь в виду, что в 1770-е годы в русской архитектуре шёл поиск нового архитектурного языка, в процессе которого возникали необычные идеи.

Екатерине II понравился представленный проект, и в мае 1776 года началось строительство. Были заложены три здания вдоль Берёзовой перспективы (Малый и Средний дворцы и Третий кавалерский корпус), павильоны и Фигурный мост. Работы шли успешно: уже в августе Баженов докладывал, что Фигурный мост почти закончен, а «прочие же три дома в половине уже возведены, которые неотменно в нынешнее летнее время совсем к концу приведены будут, есть ли не захватит ненастье».Однако уже к концу года начались неурядицы со стройматериалами и финансированием; временами это повторялось на всём протяжении строительства, которое растянулось на десятилетие — вопреки планам зодчего уложиться в три года. Баженов писал многочисленные письма чиновникам,чтобы строительство не останавливалось, ему приходилось даже брать кредиты на своё имя и вести стройку за свой счёт. Во время работы над царицынским ансамблем Баженов был вынужден продать свой дом в Москве вместе со всей обстановкой и библиотекой.Во время посещения строительства,которое было внезапным.императрица приказала «учинить изрядные поломки» и представить новый проект главного дворца.Строителюство передали ученику Баженова М.Казакову.Маловероятно,что Екатерина свободно разбиралась в символике «вольных каменщиков»,но недоброжелателей хватало.Несмотря на то,что ряд масонских символов восходит к христианской эмблематике — под снос пошли бы все царицынские постройки Баженова.

Матвей Казаков в своём проекте попытался по возможности сохранить избранный Баженовым стиль, основанный на традициях московского зодчества XVII века, но тем не менее новый дворец входил в противоречие с существующей застройкой.Однако элементы готической архитектуры стали более выраженными благодаря восьми башням, акцентировавшим углы по периметру дворца. Казаковский дворец более баженовских предшественников похож на классический средневековый замок.

Некоторые исследователи предполагают, что подлинными причинами монаршего гнева стали принадлежность Баженова к масонам (архитектор прошёл обряд посвящения в 1784 году по поручительству Н. И. Новикова и был принят в ложу «Девкалион», мастером стула которой был С. И. Гамалея) и его тайные контакты с цесаревичем Павлом.Масонство Баженова нашло явное отражение в царицынских постройках. Декор многих зданий, загадочные кружевные каменные узоры отчётливо напоминают масонские шифры и эмблемы;само построение ансамбля, его планировку иногда считают также неким масонским шифром.Иконографическую программу масонской символики Царицына неоднократно пытались расшифровать, но без какого-либо достоверного результата; признаётся, что пока это невозможно.И тем не менее...

В Европе была всего одна масонская ложа, принимавшая и дам в свои члены. Символом этой ложи был лежащий мопс. Дизайн Виноградных ворот в поместье Царицыно раньше мог похвастаться керамическими фигурами этих прелестных животных, но их, к сожалению, уже нет. Но, вот, виньетку, изображающую циркуль с виноградной лозой, еще можно увидеть. В Царицыно вообще масса таких находок.


В ноябре 1796 года Екатерина Великая внезапно скончалась. К этому моменту строительство Большого царицынского дворца вчерне завершилось, здание было покрыто временной крышей, начались внутренние отделочные работы.Новый император Павел I после коронации в марте 1797 года посетил Царицыно — оно ему не приглянулось. 8 (19) июня того же года последовал указ «в селе Царицыне никаких строений не производить».

Москвская экскурсия «По следам вольных каменщиков»получается довольно объемной.

На барельефе дома №11 в Гагаринском переулке отчетливо можно разглядеть ряд символов, присущих тайной ложе - стандартный для масонской символики - угольник, топорик и лопатка.

Масонские знаки сохранились в интерьере.Центрального Дома Литераторов на Поварской.Дом был построен архитектором Петром Бойцовым для князя В.В. Святополк- Четвертинского. Далее особняк приобретает графиня А.А. Олсуфьева, чей муж являлся известным масоном, которая прожила здесь вплоть до 1917 года. До революции здесь часто проводились собрания масонов. После революции (1928 году) в этом замок был передан Союзу писателей. Именно этот дом был прообразом массолита в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». В 1995 году в этом здании была зарегистрирована Великая ложа России.



Дом страхового общества России на Сретенском бульваре является одним из красивейших памятников архитектуры. Знаменитый архитектор Ла Курбуазье говорил, что можно снести весь исторический центр Москвы, но обязательно оставить именно этот дом. Дом являлся уникальным для своего времени: в нем находилось всего 146 квартир, площадью об 400 до 600 метров; собственная система водоснабжения, отопления. Первыми жильцами дома были деятели культуры, затем военные. В советское время здесь был многочисленные коммуналки.
Снаружи дом украшен многочисленными изображениями чудных животных, а под одним из балконов спряталась огромная саламандра. Хочется отметить, что раньше дом был красного цвета. Колонны, которые обрамляют окна были выкрашены в белый и черный цвета («Яхин и Боаз»). Под самой крышей здания можно увидеть фигурку слона - символа победы Христа над смертью.



Фасад Храма Троицы Живоначальной в Серебряниках украшает лучезарная дельта.



Здание бывшего Английского клуба (ныне Музей современной истории) относится к тем немногим, которые сохранились после большого пожара в 1812 году. В 1826 году было перестроено. С левой стороны от центральной колоннады можно увидеть окно в обрамлении двух колонн (Йоахин и Боаз), Химеры на воротах и на самом здании, триединый венок, львы с человеческими лицами, львы с кольцами в зубах («львы молчания»)
В этом доме сохранилось очень много интересных деталей: есть несколько картин, на которых изображены масоны, по стенам можно заметить фрагменты масонского фартука. Стоит обратить внимание на небольшую комнату прямоугольной формы, без окон. В деталях интерьеров можно увидеть канат, который опоясывает собой одну из комнат. Такая символика у масонов означала, что все масоны связаны между собой единой нитью. Второе значение - если ты один раз попал в этот круг, то выйти из него будет затруднительно.